Опыт  |  Закон  |  Экстрим  | 
/  Вопрос/Ответ

КАКИЕ РАЗЛИЧИЯ В СТАНДАРТАХ ЗАЩИТЫ БРОНЕВИКОВ У НАС И В ЕВРОПЕ?

В советском блокбастере «Мираж», снятом по роману Чейза «Весь мир в кармане», латышские актёры очередной раз убедили зрителей СССР в своём исключительном мастерстве изображать американских героев. Однако создателям фильма вряд ли удалось обмануть наших киноманов по части реквизита: в сцене ограбления броневика в замаскированном на заморский лад внедорожнике явно узнавалась родная Нива.

Текст: Денис Халфин
 
  Автомобили для инкассации и перевозки денег и ценностей подразделяются по применению или по максимальной сумме перевозки: инкассаторские машины для сбора/развозки небольших сумм по нескольким пунктам назначения (фургоны до 4,7 тонн полной массы), бронированные фургоны на 6 тонн, а также грузовики для перевозки достаточно больших ценных грузов. Каждая страна имеет свои уровни защиты броневиков. В России среди инкассаторов наиболее популярны второй и третий классы бронирования по ГОСТу Р 50963-96, тогда как наши максимальные категории защиты 5а, 6 и 6а используются в основном при перевозке ценных грузов вблизи горячих точек.
  В Европе чаще применяют лёгкое бронирование, при этом вооружение инкассаторов направлено на «отпугивание» грабителей и при нападении персонал чаще не оказывает сопротивления. Основной акцент там сделан на «хитрые» способы защиты денег, приводящие захваченные купюры в непригодный для дальнейшего использования вид, например, деньги автоматически сжигаются или окрашиваются - ни нашим, ни вашим. В России на такое не решаются. По мнению специалистов, у нас подход к инкассации наиболее основательный - вооружённого персонала больше, автомобили защищены лучше и оснащены средствами активного воздействия, такими как, расположенные по периметру для круговой обороны, бойницы скрытого и открытого типа и таранные бамперы. На сегодняшний день на российском рынке существует около 30 специализированных компаний-бронировщиков. Традиционно подразделяют два вида бронирования инкассаторских «карет» - внеш­нее и скрытое. В первом случае автомобиль одевают в «бронекокон» и окрашивают по всем требованиям Госстандарта к внешнему виду инкассаторских автомобилей. Во втором используются технологии, которые позволяют скрыть факт бронирования и полностью сохранить внешний дизайн машины. По словам Михаила Коржавина, коммерческого директора компании «ДИСА», специализирующейся на бронировании автомобилей, при защите инкассаторских автомобилей используются различные способы бронирования в зависимости от внешнего или скрытого вида: к кузову с внутренней стороны могут присоединяться отдельные листы специальной термообработанной стали, образующие цельный сварной корпус, иногда бронированный кунг полностью заменяет кузов машины. К силовому каркасу модели могут привариваться специальные усилители, на которые вешают броню, а уже поверх нее крепят основные несущие конструкции кузова. Нередко используются и съёмные элементы брони. Пол в некоторых броневиках оснащён защитой от осколков взрыва гранаты. В основном банковский спецтранспорт оснащается российской бронёй, дешёвой и при этом качественной. Специалисты выделяют три основных вида защитных материалов: непрозрачную броню (керамические бронематериалы), многослойные полимеры (кевлар, нейлон, фиберглас) и многослойные пулестойкие стекла. Как правило толщина каждого из материалов указывает на уровень защиты от определенного оружия.
  Деньги при перевозке помещаются либо в стационарный сейф, либо в ящик-накопитель или специальный грузовой отсек. Среди электронных средств защиты чаще всего присутствуют устройства видеонаблюдения за пространством сзади автомобиля, переговорное устройство салон-улица, системы пожаротушения.
  Как утверждают инкассаторы, при транспортировке наличности зона повышенного риска сосредоточена у открытой двери броневика - нападают в большинстве случаев при входе и выходе сотрудников из спецтранспорта. В иных чрезвычайных ситуациях инкассаторскую машину спасает способность быстрого маневрирования, особенно в городских условиях. При обстреле спецавтомобилю необходимо скрыться из зоны огня за то время, пока броня и стекло смогут выдерживать натиск пуль.  
  Некоторые банки используют бронеавтомобили зарубежного производства в большей степени для имиджевых целей, чему несказанно рады инкассаторы – уровень комфорта в бронированных иномарках значительно выше. По словам одного из сотрудников инкассации, отечественный броневик без кондиционера в московских пробках летом превращается в душегубку – стёкла по инструкции открывать запрещено. Среди иностранных броневиков в банковской среде наиболее распространены такие марки, как Mercedes Sprinter, Ford Transit, Volkswagen Т5Volkswagen CaddyЮнкер, среди отечественных производителей популярны «Соболь», «Газель», «Нива» и «УАЗ».  



  Для защиты шин используются специальные колёсные вставки безопасности, позволяющие сохранять хорошую управляемость и тормозные качества автомобиля при простреленных или пробитых покрышках. На Западе по результатам испытаний специалисты НАТО рекомендовали не только принять на вооружение пулестойкую колёсную вставку, но и использовать её для армейских, гражданских автомобилей, полицейских, пожарных и медицинских служб.
  По стойкости и воздействию средств поражения русская броня подразделяется  на девять классов. Каждый класс предусматривает уровень защиты от определённого вида оружия, калибра патрона и типа пули. Стандарты бронирования у нас и на Западе различаются благодаря оружию местного производства, которое используется при испытании. Самый высокий уровень в Европе В7 (защита от патрона 7,62х51 мм с бронебойной пулей М61 от натовской винтовки HecklerundKochG3 A3) располагается между российским классом 5а (патрон 7,62х39 мм с бронебойно-зажигательной пулей Б3 от АК-47) и шестым классом  (патрон 7,62х54 мм с пулей с термоупрочненным сердечником ПП от винтовки СВД). Но у нас есть ещё и 6а - потолок бронирования по ГОСТу Р 50963-96, гарантирующий защиту от бронебойно-зажигательной пули Б-32 из винтовки СВД. Сказывается наследие нашей великой военной державы, где приоритетная «оборонка» выдвигала исключительные требования к средствам защиты и поражения.

Немецкий стандарт DIN 52290

Классы защиты: Немецкий стандарт DIN 52290
 
Баллестические уровни бронирования, определяемые по нормам Немецкого стандарта DIN 52290
 

 
Уровень
 
Оружие
 
Калибр
 
Патрон
 
Вес пули, г (1)
 
Скорость удара, м/с
 
Дальность стрельбы, м
 
M 1
 
 пистолет
 
 9mm SIG
 
 JF(2)/RN/SC
 
 8.0
 
355-365
 
3
 
M 2
 
 пистолет
 
 0.357 Magnum
 
 JF(3)/CN/SC
 
 10.2
 
 415-425
 
3
 
M 3
 
 пистолет
 
 0.44 Magnum
 
 JF(4)/FN/SC
 
 15.6
 
 435-445
 
3
 
M 4
 
 винтовка
 
 5.56 x 45  или 7.62 x 51
 
 JF(2)/PB/SC
 
 4.0 или 9.5
 
965-975 или 785-795
 
10
 
M 5
 
 винтовка
 
  5.56 x 45  или 7.62 x 51
 
 JF(2)/PB/HC
 
 4.0 или 9.5
 
965-975 или 785-795
 
25
 
RN- roundnosed(Безоболоченная пуля закругленной формы)
FN- flatnosed(Пуля с плоским носом)
CN- conicalbullet(Пуля конической формы)
SC- softleadcore(Полуоболоченная со свинцовым сердечником)
SCP- softleadcoreandsteelarmorpiercingnose(тип SS109) (Полуоболоченная со свинцовым сердечником и бронебойным носиком)
 PB- pointedbullet(С остроконечной пулей)
HC- hardsteelcore, mass1 = 3.8 g, rigidityisabove63 HRC(accordingtoRockwell) (С твердым стальным сердечником, весом = 3,8 г, твердостью выше 63 HRC(твёрдость по Роквеллу))
FJ- fulljacketed(Полностью оболоченная пуля)
1 - номинальное значение, допуск  +/- 0,1 г
2 - полностью металлическая оболочка (гальванический сплав)
3 – полностью металлическая оболочка
4 – оболочка из сплава металлов
5 - оболочечная

Российский стандарт ГОСТ Р50963-96

Классы защиты: Российский стандарт ГОСТ Р50963-96

  В советские времена бронированный автомобиль был привилегией высшего руководства страны, делался штучно, а его кузов отливался целиком, поэтому стандартов как таковых не было. Штучная работа – она, как правило, изготовляется и тестируется индивидуально. Российский стандарт ГОСТ Р50963-96 появился в 1997 году. Полный текст стандарта ГОСТ Р50963-96 Вы можете скачать по этой ссылке. 
Стандарт распространяется на броневую защиту специальных автомобилей для перевозки людей, денежной выручки и ценных грузов, обеспечивающую защищенность от воздействия пуль стрелкового оружия и осколочно-фугасного действия ручных гранат РГД-5, Ф-1 и РГ-42, и устанавливает общие технические требования, необходимые при изготовлении и сертификации броневой защиты специальных автомобилей отечественного и иностранного производства. 
Броневую защиту по стойкости к воздействию средств поражения подразделяют на классы, характеристика которых приведена в таблице.
 



Класс
защиты




Вид
оружия


Наиме-
нование
и
индекс
патрона

 


Характеристика пули

 
Дистан-ция
обстре-ла,
м




 
Тип
сердеч-
ника
Масса, 
г
Ско-рость, 
м/с


1
 
Пистолет Макарова
(ПМ)
9-мм    пистолетный патрон 57-Н-181С  с пулей Пст Стальной 5,9 305 - 325 5
Револьвер 
типа "Наган"
7,62-мм револь-верный патрон 7-Н-122 с пулей Р Свинцовый 6,8 275 - 295 5


2
 
Пистолет специальный малокали-берный 
ПСМ
5,45-мм пистолетный патрон 7Н7 с  пулей Пст Стальной 2,5 310 - 335 5
Пистолет Токарева (ТТ) 7,62-мм пистолетный патрон 57-Н-134С  с пулей Пст Стальной 5,5 415 - 445 5
Охотничье ружье 12-го калибра 18,5-мм   охотничий патрон Свинцовый  35,0 390 - 410 5


3
 
Автомат АК-74 5,45-мм патрон  7Н6 с пулей ПС Стальной нетермо-упро-чненный 3,4 890 - 910 5 - 10
Автомат АКМ 7,62-мм      патрон 57-Н-231 с пулей ПС Стальной нетермо-упро-чненный 7,9 710 - 740 5 - 10
4 Автомат АК-74 5,45-мм патрон 7Н10 с пулей ПП Стальной термо-
упроч-ненный
3,6 890 - 910 5 - 10


5
 
Винтовка СВД 7,62-мм      патрон 57-Н-323С с  пулей ЛПС Стальной нетермо-упро-чненный 9,6 820 - 840 5 - 10
Автомат АКМ 7,62-мм      патрон 57-Н-231 с пулей ПС Стальной термо-упроч-ненный 7,9 710 - 740 5 - 10
Автомат АКМ 7,62-мм      патрон 57-БЗ-231  с  пулей БЗ Специаль-ный 7,4 720 - 750 5 - 10
6 Винтовка СВД 7,62-мм патрон 7Н13 с нулей СТ-М2 Стальной термо-упроч-ненный 9,6 820 - 840 5 - 10
Винтовка СВД 7,62-мм      патрон 7-БЗ-3 с пулей Б-32 Специаль-ный 10,4 800 - 835 5 - 10
Примечания                                                                         
1  Броневые  конструкции  специального  автомобиля  должны  обеспечивать   защиту от воздействия пуль стрелкового оружия при круговом обстреле.                         
2  Броневые  конструкции  специального  автомобиля  по  требованию   заказчика могут предусматривать защиту крыши, трансмиссии, ходовой части и других узлов, агрегатов и систем от  воздействия  пуль  стрелкового  оружия  и  днища  от  осколочно-фугасного воздействия ручных гранат РГД-5, Ф-1, РГ-42. 
 

Имя
E-mail
Отзыв
Код картинки

На заметку...




Каталог автомобилей


РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


Новости  |  Скидки  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Вопрос/Ответ  |  Аналитика  |  История авто  |  О проекте  |  Контакты
  © 2010 MOTORJAM.RU Электронная почта: [email protected]. Экспорт новостей и статей: RSS.Новости, RSS.Статьи, Яndex.Лента, LiveJournal, Twitter.
Размещение рекламы: [email protected]. Перепечатка материалов MOTORJAM.RU разрешается только с гиперссылкой на motorjam.ru
© 2010 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.