В советском блокбастере «Мираж», снятом по роману Чейза «Весь мир в кармане», латышские актёры очередной раз убедили зрителей СССР в своём исключительном мастерстве изображать американских героев. Однако создателям фильма вряд ли удалось обмануть наших киноманов по части реквизита: в сцене ограбления броневика в замаскированном на заморский лад внедорожнике явно узнавалась родная Нива.
Текст: Денис Халфин
Автомобили для инкассации и перевозки денег и ценностей подразделяются по применению или по максимальной сумме перевозки: инкассаторские машины для сбора/развозки небольших сумм по нескольким пунктам назначения (фургоны до 4,7 тонн полной массы), бронированные фургоны на 6 тонн, а также грузовики для перевозки достаточно больших ценных грузов. Каждая страна имеет свои уровни защиты броневиков. В России среди инкассаторов наиболее популярны второй и третий классы бронирования по ГОСТу Р 50963-96, тогда как наши максимальные категории защиты 5а, 6 и 6а используются в основном при перевозке ценных грузов вблизи горячих точек.
В Европе чаще применяют лёгкое бронирование, при этом вооружение инкассаторов направлено на «отпугивание» грабителей и при нападении персонал чаще не оказывает сопротивления. Основной акцент там сделан на «хитрые» способы защиты денег, приводящие захваченные купюры в непригодный для дальнейшего использования вид, например, деньги автоматически сжигаются или окрашиваются - ни нашим, ни вашим. В России на такое не решаются. По мнению специалистов, у нас подход к инкассации наиболее основательный - вооружённого персонала больше, автомобили защищены лучше и оснащены средствами активного воздействия, такими как, расположенные по периметру для круговой обороны, бойницы скрытого и открытого типа и таранные бамперы. На сегодняшний день на российском рынке существует около 30 специализированных компаний-бронировщиков. Традиционно подразделяют два вида бронирования инкассаторских «карет» - внешнее и скрытое. В первом случае автомобиль одевают в «бронекокон» и окрашивают по всем требованиям Госстандарта к внешнему виду инкассаторских автомобилей. Во втором используются технологии, которые позволяют скрыть факт бронирования и полностью сохранить внешний дизайн машины. По словам Михаила Коржавина, коммерческого директора компании «ДИСА», специализирующейся на бронировании автомобилей, при защите инкассаторских автомобилей используются различные способы бронирования в зависимости от внешнего или скрытого вида: к кузову с внутренней стороны могут присоединяться отдельные листы специальной термообработанной стали, образующие цельный сварной корпус, иногда бронированный кунг полностью заменяет кузов машины. К силовому каркасу модели могут привариваться специальные усилители, на которые вешают броню, а уже поверх нее крепят основные несущие конструкции кузова. Нередко используются и съёмные элементы брони. Пол в некоторых броневиках оснащён защитой от осколков взрыва гранаты. В основном банковский спецтранспорт оснащается российской бронёй, дешёвой и при этом качественной. Специалисты выделяют три основных вида защитных материалов: непрозрачную броню (керамические бронематериалы), многослойные полимеры (кевлар, нейлон, фиберглас) и многослойные пулестойкие стекла. Как правило толщина каждого из материалов указывает на уровень защиты от определенного оружия.
Деньги при перевозке помещаются либо в стационарный сейф, либо в ящик-накопитель или специальный грузовой отсек. Среди электронных средств защиты чаще всего присутствуют устройства видеонаблюдения за пространством сзади автомобиля, переговорное устройство салон-улица, системы пожаротушения.
Как утверждают инкассаторы, при транспортировке наличности зона повышенного риска сосредоточена у открытой двери броневика - нападают в большинстве случаев при входе и выходе сотрудников из спецтранспорта. В иных чрезвычайных ситуациях инкассаторскую машину спасает способность быстрого маневрирования, особенно в городских условиях. При обстреле спецавтомобилю необходимо скрыться из зоны огня за то время, пока броня и стекло смогут выдерживать натиск пуль.
Некоторые банки используют бронеавтомобили зарубежного производства в большей степени для имиджевых целей, чему несказанно рады инкассаторы – уровень комфорта в бронированных иномарках значительно выше. По словам одного из сотрудников инкассации, отечественный броневик без кондиционера в московских пробках летом превращается в душегубку – стёкла по инструкции открывать запрещено. Среди иностранных броневиков в банковской среде наиболее распространены такие марки, как Mercedes Sprinter, Ford Transit, Volkswagen Т5Volkswagen CaddyЮнкер, среди отечественных производителей популярны «Соболь», «Газель», «Нива» и «УАЗ».
Для защиты шин используются специальные колёсные вставки безопасности, позволяющие сохранять хорошую управляемость и тормозные качества автомобиля при простреленных или пробитых покрышках. На Западе по результатам испытаний специалисты НАТО рекомендовали не только принять на вооружение пулестойкую колёсную вставку, но и использовать её для армейских, гражданских автомобилей, полицейских, пожарных и медицинских служб.
По стойкости и воздействию средств поражения русская броня подразделяется на девять классов. Каждый класс предусматривает уровень защиты от определённого вида оружия, калибра патрона и типа пули. Стандарты бронирования у нас и на Западе различаются благодаря оружию местного производства, которое используется при испытании. Самый высокий уровень в Европе В7 (защита от патрона 7,62х51 мм с бронебойной пулей М61 от натовской винтовки HecklerundKochG3 A3) располагается между российским классом 5а (патрон 7,62х39 мм с бронебойно-зажигательной пулей Б3 от АК-47) и шестым классом (патрон 7,62х54 мм с пулей с термоупрочненным сердечником ПП от винтовки СВД). Но у нас есть ещё и 6а - потолок бронирования по ГОСТу Р 50963-96, гарантирующий защиту от бронебойно-зажигательной пули Б-32 из винтовки СВД. Сказывается наследие нашей великой военной державы, где приоритетная «оборонка» выдвигала исключительные требования к средствам защиты и поражения.
Уровень |
Оружие |
Калибр |
Патрон |
Вес пули, г (1) |
Скорость удара, м/с |
Дальность стрельбы, м |
M 1 |
пистолет |
9mm SIG |
JF(2)/RN/SC |
8.0 |
355-365 |
3 |
M 2 |
пистолет |
0.357 Magnum |
JF(3)/CN/SC |
10.2 |
415-425 |
3 |
M 3 |
пистолет |
0.44 Magnum |
JF(4)/FN/SC |
15.6 |
435-445 |
3 |
M 4 |
винтовка |
5.56 x 45 или 7.62 x 51 |
JF(2)/PB/SC |
4.0 или 9.5 |
965-975 или 785-795 |
10 |
M 5 |
винтовка |
5.56 x 45 или 7.62 x 51 |
JF(2)/PB/HC |
4.0 или 9.5 |
965-975 или 785-795 |
25 |
Класс защиты |
Вид оружия |
Наиме- нование и индекс патрона |
Характеристика пули |
Дистан-ция обстре-ла, м |
||
Тип сердеч- ника |
Масса, г |
Ско-рость, м/с |
||||
1 |
Пистолет Макарова (ПМ) |
9-мм пистолетный патрон 57-Н-181С с пулей Пст | Стальной | 5,9 | 305 - 325 | 5 |
Револьвер типа "Наган" |
7,62-мм револь-верный патрон 7-Н-122 с пулей Р | Свинцовый | 6,8 | 275 - 295 | 5 | |
2 |
Пистолет специальный малокали-берный ПСМ |
5,45-мм пистолетный патрон 7Н7 с пулей Пст | Стальной | 2,5 | 310 - 335 | 5 |
Пистолет Токарева (ТТ) | 7,62-мм пистолетный патрон 57-Н-134С с пулей Пст | Стальной | 5,5 | 415 - 445 | 5 | |
2а | Охотничье ружье 12-го калибра | 18,5-мм охотничий патрон | Свинцовый | 35,0 | 390 - 410 | 5 |
3 |
Автомат АК-74 | 5,45-мм патрон 7Н6 с пулей ПС | Стальной нетермо-упро-чненный | 3,4 | 890 - 910 | 5 - 10 |
Автомат АКМ | 7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС | Стальной нетермо-упро-чненный | 7,9 | 710 - 740 | 5 - 10 | |
4 | Автомат АК-74 | 5,45-мм патрон 7Н10 с пулей ПП |
Стальной термо- упроч-ненный |
3,6 | 890 - 910 | 5 - 10 |
5 |
Винтовка СВД | 7,62-мм патрон 57-Н-323С с пулей ЛПС | Стальной нетермо-упро-чненный | 9,6 | 820 - 840 | 5 - 10 |
Автомат АКМ | 7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС | Стальной термо-упроч-ненный | 7,9 | 710 - 740 | 5 - 10 | |
5а | Автомат АКМ | 7,62-мм патрон 57-БЗ-231 с пулей БЗ | Специаль-ный | 7,4 | 720 - 750 | 5 - 10 |
6 | Винтовка СВД | 7,62-мм патрон 7Н13 с нулей СТ-М2 | Стальной термо-упроч-ненный | 9,6 | 820 - 840 | 5 - 10 |
6а | Винтовка СВД | 7,62-мм патрон 7-БЗ-3 с пулей Б-32 | Специаль-ный | 10,4 | 800 - 835 | 5 - 10 |
© 2010 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены. |