/  Аналитика

КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ БЫВАЮТ МЕЖДУ ПИЛОТАМИ ФОРМУЛЫ-1?

ПОГОДА В ДОМЕ

      Авария двух пилотов McLaren во время гонки в Канаде и последовавшие за ней громкие заявления Баттона и Хэмильтона заставила вспомнить о времена, когда отношения между двумя партнерами по команде больше напоминали войну. Вообще создание нормальной атмосферы в команде задача крайне сложная. Ведь Формула-1 – спорт во многом индивидуальный. Конечно, есть команды и разыгрывающийся среди них Кубок конструкторов, но титул Чемпиона мира среди пилотов всегда был куда престижнее. Недаром же Кубок конструкторов был учрежден лишь в 1958 году на девятый год проведения чемпионатов Формулы-1. Каждый гонщик, прошедший долгий путь от картинга до Королевы автоспорта, думает, прежде всего, о себе, о своей карьере, о своем успехе. Именно поэтому при всем уважении к напарнику каждый пилот понимает, что он такой же соперник, как и остальные. Даже еще более опасный, ведь у него такая же машина, а значит, если он оказался впереди, то это его заслуга, а не преимущество машины. Что же получается, напарники по команде – всегда непримиримые соперники и почти враги? Или нет? Давайте попробуем разобраться, какие отношения бывают у напарников по команде!

ТЕКСТ: Натан Гауган

Враги

    При всей непримиримости соперничества между напарниками до настоящей вражды доходит крайне редко. Самый известный случай – отношения между напарниками по Ferrari Жилем Вильневым и Дидье Пирони. Жиль был признанной звездой Ferrari. Невероятно быстрый, бескомпромиссный, страстно влюбленный в гонки, он был последним романтиком Формулы-1, верившим в честность и порядочность. В 1981 году его напарником стал амбициозный Дидье Пирони. Француз хоть и выигрывал до этого всего одну гонку в Формуле-1, считался невероятно талантливым, ведь на его счету была победа в 24-часах Ле-Мана в 1978 в паре с Жан-Пьером Жоссо на Renault-Alpine A442B. В 1981 Ferrari откровенно не ехала. Весь сезон для француза и канадца прошел скорее в борьбе с машиной, чем друг с другом. Это, а также французский язык, родной для обоих пилотов сблизили гонщиков. Кроме того, в Ferrari абсолютно все, от простого механика до самого Энцо Феррари, обожали Жиля. Команда стала для него второй семьей. И Жиль сделал все, чтобы и Дидье чувствовал себя как дома. Меду прочим, так говорил сам Пирони. Наивный Жиль даже считал Дидье своим другом. Но Дидье всегда помнил, где проходит граница между простым партнерством и дружбой.  



    Все изменилось в 1982 году. Ferrari 126/C2 оказалось одной из лучших машин в пелотоне, что позволило обоим пилотам рассчитывать на титул. Уже на второй гонке сезона в Сан-Марино обе Ferrari уверенно лидировали. Та гонка была примечательна обострением борьбы между автомобильной федерацией FISA Жан-Мари Балестра и ассоциации команд FOCA Берни Эклстоуна. В результате все команды, поддерживающие FOCA байкотировали гонку. В результате единственным реальным соперником Ferrari были болиды Renault, которые сошли в самом начале. Поэтому на 44 круге Вильнев и Пирони, шедшие на первых двух местах, получили из боксов приказ снизить скорость. Вильнев посчитал, что этот приказ означает также запрет на внутрикомандную борьбы. Однако Пирони обогнал Вильнева. Жиль воспринял этот обгон частью игры, которая должна была позабавить итальянских болельщиков, и вскоре вернул себе лидерство. Но Дидье дождался последнего круга и вновь обогнал Вильнева. Так победа досталась Пирони.



    Жиль был в бешенстве. Он посчитал поведение Пирони предательством их дружбы. Канадец поклялся никогда больше не разговаривать с французским пилотом. Многие болельщики Вильнева посчитали, что Дидье мог победить только нечестным путем, ведь в 1981 году он лишь четырежды финишировал в очках, в то время как Жиль дважды победил, показав свое превосходство. С тех пор задача всегда и везде опережать Пирона стала для Вильнева делом чести. 8 мая на практике перед Гран При Бельгии в Зольдере Пирони показал лучшее время. Жиль моментально покинул боксы, чтобы самому стать первым. В ничего не решавшей тренировки Вильнев мчался, как безумец. Кончилось все трагически: на огромной скорости 126/C2 налетела на болид медленно возвращавшегося в боксы Йохена Масса и развалилась на части. Удар был столь сильным, что Жиля выбросило из кокпита. Великий канадец погиб.



    Судьба не простила этого Пирони. В 1982 году ему удалось выиграть еще одну гонку в Голландии, но то был его последний успех. В конце лета на Гран При Германии Дидье не увидел в туче брызг Renault Алена Проста. Его Ferrari налетела на машину француза и взлетела. От страшно удара о землю Пирони получил множественные переломы обеих ног. Через год француз попытался вернуться, но Энцо Феррари, так и не простивший ему гибели своего любимца Вильнева, выгнал его из конюшни. Так и не сумевший найти себе места в Формуле-1 Дилье ушел в гонки моторных лодок, где и нашел свою смерть 23 августа 1987 года, когда его лодка сорвалась с волны и перевернулась.
 
Друзья

    К счастью, случаев откровенной вражды гонки почти не знают, как, впрочем, не знают они и примеров искренней дружбы. Впрочем, у каждого правила есть исключения. Настоящими друзьями можно назвать Герхарда Бергера и Айртона Сенну. Веселый пофигист Бергер и серьезный, принимавший все близко к сердцу Сенна, - они были очень разными, но нашли общий язык. И дело во многом было в том, что бразильский волшебник был куда талантливее и быстрее австрийца. С 1990 по 1992 годы Бергеру удалось лишь 8 раз опередить Сенну в квалификации. Австриец выиграл три гонки и четыре поула, что не представляло для Сенны опасности. А ведь в 1991 году у McLaren, за который выступали пилоты, была абсолютна доминирующая машина.

    

     Но главное, чем Бергер подкупил Сенну – это чувство юмора. Однажды Айртон купил карбоновый кейс и решил похвалиться перед Герхардом. Бразилец утверждал, что кейс практически невозможно сломать. Бергер ничтоже сумняшеся открыл дверь вертолета, в котором они летели и… выбросил кейс! К счастью, кейс нашелся. Более того, Герхард сам помог Айртону в его поисках. Другой раз Сенна вылил на Бергера стакан воды. Австриец не расстроился, ведь это означало, что игра началась. Герхард в три ночи положил под дверь бразильца огнетушитель, постучал в дверь и сорвал чеку. Сенну смыло потоком пены. Шуткам не было числа. Сенна наливал в ботинки Бергера пену для ванны прямо перед торжественным ужином, а Герхард за это запустил в номер Айртона 12 лягушек и змею. Бергер заменил фото в паспорте Сенны фотографией женский гениталий, подсыпал ему в сок снотворное за час до гонки, в которой решалась судьба титула. Сенна же склеивал между собой кредитки Бергера.



     Словом, ребята отрывались, как могли. При этом Бергер всегда был хорошим другом для Айртона, поддерживал его в трудную минуту и всегда готов был на трассе прикрыть его спину от соперников. В самой последней гонке сезона 1991 года Сенна сознательно нажал на тормоза перед самой финишной чертой, чтобы пропустить Бергера вперед. Это был подарок, и австриец его принял. Но таких отношений Формула-1 практически не знала, ведь среди гонщиков мало пофигистов. Да и признать, что напарник гораздо талантливее тебя большинство не в состоянии.

Учитель и ученик

     Редко бывает, чтобы один из пилотов относился к своему напарнику, как к старшему товарищу, как к гуру, у которого можно поучиться. Во-первых, для этого авторитет первого пилота должен быть непререкаем. Во-вторых, молодое дарование должно видеть перспективу однажды стать первым номером в команде. В-третьих, второй пилот не должен чувствовать себя ущемленным. В-четвертых, склад характера обоих пилотов должен способствовать установлению между ними приятельских отношений. Условий не мало, но недавнее прошлое знает пример таких отношений: Михаэль Шумахер и Фелипе Масса в 2006 году.



     Весь 2003 год прошел для молодого бразильца в тестовой работе, ведь лишившись места боевого пилота в Sauber, он стал тест-пилотом Ferrari. Совсем еще молодой уроженец Сан-Паулу оказался в царстве великого Шумахера, на всех парах шедшего к шестому титулу. Михаэль известен тем, что сам не чурался черновой работы. Он проезжал тысячи тестовых километров, в то время как напарники отдыхали на пляжах. Он лично обсуждал с инженерами каждую новинку и зачастую направлял их конструкторскую мысль в нужном направлении. Он даже ездил за пиццей для механиков, которым приходилось допоздна засиживаться на тестовом треке Фьорано. Естественно, Масса был поражен таким подходом к работе.



      Он стал своим в семье тружеников, ковавших победы Шумахера. И Михаэль всегда отмечал работу тест-пилотов. В 2006 году Михаэль проводил свой последний сезон в Формуле-1, а Фелипе вернулся в Ferrari, уже в качестве боевого пилота. Впервые в карьере бразилец получил возможность бороться за поулы и победы, попадать на подиум. Он был счастлив, ведь со времен гибели Сенны ни один бразилец так и не смог вступить в борьбу за титул, а теперь именно Масса становился надеждой нации. Он даже не смел претендовать на место Шумахера, а немец за это всячески поддерживал бразильца и в личных разговоров, и в прессе. Михаэль называл Фелипе своим младшим братом и был уверен в том, что именно Масса станет лидером Ferrari.



     Завершив карьеру, немец продолжил поддерживать Массу в Ferrari, ведь за Михаэлем остался пост консультанта. Однако возвращение Шуми несколько подпортило отношения между назваными братьями. В Канаде в прошлом году Михаэль настолько жестко блокировал Массу, что чуть не выбил его с трассы. Однако на словах пилоты никак не обозначили ухудшение своих отношений.

Конкуренты

     Между коллегами по команде редко складывается дружба, но и вражда – явление редкое. Чаще всего все кончается здоровой конкуренцией. Никто не поделится с коллегой удачными настройками сам, если не поступит приказа от руководства команды. Никто не станет дарить победу напарнику. Никто не отдаст новое антикрыло, если оно изготовлено в единственном экземпляре. И, конечно, для каждого пилота одной из основных задач является результат, лучший, чем у напарника. И уж, конечно, если команда разрешит обогнать напарника, любой из пилотов пойдет на обгон. А если это закончится аварией, то это проблемы руководства команды. Такова Формула-1. Добро пожаловать, в пиранья-клуб!



Имя
E-mail
Отзыв
Код картинки


На заметку...




Каталог автомобилей


РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


Новости  |  Скидки  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Вопрос/Ответ  |  Аналитика  |  История авто  |  О проекте  |  Контакты
  © 2010 MOTORJAM.RU Электронная почта: [email protected]. Экспорт новостей и статей: RSS.Новости, RSS.Статьи, Яndex.Лента, LiveJournal, Twitter.
Размещение рекламы: [email protected]. Перепечатка материалов MOTORJAM.RU разрешается только с гиперссылкой на motorjam.ru
© 2010 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.