Главная / Аналитика /
ПОЧЕМУ МИХАЭЛЬ ШУМАХЕР НЕ ТАК СИЛЕН КАК РАНЬШЕ?

СПЯЩИЙ ГИГАНТ
 
     Михаэль Шумахер – живая легенда мирового автоспорта. О нем знают абсолютно все и везде. Не важно, смотрите ли вы гонки Формулы-1, NASCAR или вам вообще интереснее тайский бокс, о Михаэле вы слышали. Он самый успешный пилот в истории гонок Гран При. Он удерживает первое место по числу чемпионских титулов, побед в гонках, квалификациях, быстрых кругов, кругов лидирования, побед за один сезон и т.д. и т.п. У Шуми более 10 рекордов в книге Гинесса! В нашей стране сама его фамилия стала нарицательной. Мы называем «шумахерами» всех лихачей и уличных гонщиков. Даже после ухода из Формулы-1, он остался самым популярным пилотом в нашей стране и в мире. Когда в прошлом году он объявил о возвращении в Ferrari вместо травмированного Фелиппе Массы, то продажи билетов выросли вдвое! Помимо всего прочего он еще и самый богатый спортсмен мира, Михаэль оставался самым высокооплачиваемым пилотом Формулы-1, даже когда не выступал. Ferrari платила ему 6 миллионов евро только за то, чтобы он сидел на капитанском мостике команды. Он действительно гигант. Только вот почему в этом году он скорее напоминает тень себя прошлого? Разберемся! Для этого вспомним, что же делало его таким сильным соперником.
 
ТЕКСТ: НАТАН ГАУГАН
 
Тяжело в ученье…
 
     Спросите любого инженера, работавшего с Михаэлем, и он скажет вам, что лучшего тест-пилота ему не приходилось знать. Шуми действительно всегда любил тесты и умел работать на них. Великий британский пилот Найджел Мэнселл был известен тем, что когда ему не нравилось поведение машины, он просто приезжал в боксы и говорил: «Ваша машина – дерьмо!». После этого несчастным инженерам приходилось гадать, что же не нравится «Биг Найджу». Михаэль же всегда легко мог объяснить в каком конкретно повороте он теряет, что в машине работает не так, почему что-то работает не так и как это исправить. Бывали случаи, когда в начале сезона Ferrari «не ехала», и Шумахер летел из Австралии в Италию, чтобы провести трехдневные тесты, опробовать новинки, и в конце недели прилететь в Малайзию уже с пакетом обновлений. Его конкуренты в это время грелись на пляжах Пхукета или Бали. В итоге алые болиды вновь обретали скорость, а немец добивался успеха.


 
     Стиль пилотирования Шумахера также требователен к настройке автомобиля. Дело в том, что Михаэль помимо всего прочего еще и гениальный картингист. Ему удалось привнести элементы управления картом в Формулу-1. В картинге порой хватает одного мощного и позднего удара по тормозам, чтобы дестабилизировать автомобиль и выставить его на нужную траекторию. Это сложно, так как легко потерять контроль над машиной или пролететь мимо поворота. Еще сложнее управлять подобным образом сверхмощной машиной королевы автоспорта. Для этого требуется очень тонкая настройка машины, знание ее поведения, оптимальная работа шин. А это, в свою очередь, требует работы на тестах. Ведь только на них возможно опробовать изменения в конструкции машины, которые позволят ей стать послушным орудием в руках мастера. 


 
     Но в том-то и проблема сезона 2010, что тесты теперь запрещены! У пилотов было лишь 4 дня зимой, чтобы ознакомиться с машиной, а походу сезона они такой возможности лишены. Это обстоятельство значительно осложнило работу Михаэля. Во-первых, Шумахер все же пропустил 3 года, причем в отличии от того же Виталия Петрова, который выступал в мощных молодежных чемпионатах, немец просто жил в свое удовольствие. А возможности вкатиться у него просто не было! Красный барон привык выступать на идеально настроенной машине, которая помогает ему ехать быстро. В этом году ему все чаще приходилось бороться с автомобилем, с шинами, которые, то не желали прогреваться, то начинали слишком быстро разрушаться. Здесь Михаэль, как ни странно, стал заложником своего же таланта. Всю карьеру его умение настроить машину выручало его. Он просто не привык ездить на неподходящей ему машине! Лишенные такого дара пилоты чаще сталкивались с подобными проблемами, поэтому за карьеру они выработали какое-то противоядие.  И наконец, автомобили, на которых когда-то выступал Шуми, и современные болиды – это две большие разницы. На этом мы остановимся поподробнее.  
 
Шо цэ таке?
 
     Наверное, именно так подумал Михаэль, когда впервые увидел свой Mercedes W01. В свой последний сезон Михаэль выступал на автомобиле, ощетинившимся всевозможными аэродинамическими приспособлениями. Машины времен Михаэля генерировали колоссальную прижимную силу, а вот механическое сцепление из-за применения шин с канавками было не столь велико. Сейчас многое изменилось. Изменения в правилах в 2009 году повлекли снижение прижимной силы на 25%, а применение сликов увеличило механическое сцепление. За последние два года конструкторам удалось отыграть до 80% потери, но машина все равно управляется совершенно по-другому. Кроме того, современные автомобили скорее склонны к недостаточной поворачиваемости (т.е. к сносу), чем к избыточной (заносу). А Шумахеру как раз проще бороться с заносом. Он это любит и умеет. 


 
     Ко всему прочему машины Формулы-1 получили единый блок управления электроникой, который позволил гарантировано обеспечить отсутствие на машинах антипробуксовочных систем. А ведь Михаэль всегда отличался тем, что умел извлекать максимальную пользу из работы всех электронных систем автомобиля. 
Не будем забывать и о том, что первый за 55 лет Mercedes-Benz Формулы-1 получился не слишком-то быстрым. Немецкий концерн слишком поздно купил у Росса Брауна его удивительную команду Brawn GP. Вполне возможно, что британцу просто не хватило бюджета для того, чтобы на равных бороться с лидерами. Весь прошлый год его машины проездили практически без наклеек, денег хватало только на текущие расходы. Т.е. создание машины проходило в условиях дефицита бюджета. Прошлогодняя машина Росса продувалась в 7 (!) аэродинамических трубах концерна Honda (Браун выкупил команду у японцев, когда болид был уже готов), а с вот нынешней все было по-другому. Поэтому максимум, за что мы можем попрекнуть Михаэля, так это за систематический проигрыш напарнику.
 
Вертикаль власти
 
     Как и Владимир Путин, Михаэль предпочитает сильную руку вседозволенной демократии. Шумахер привык выстраивать команду вокруг себя. Все в ее работе должно быть подчинено одной цели – его успеху. Подобный эгоизм ввел в Формулу-1 великий Айртон Сенна, но именно Михаэль довел его до совершенства. Во-первых, автомобиль должен изначально проектироваться под Красного барона. Когда машина подходит его стилю, он способен показать класс. Во-вторых, все изменения, которые вносились в болид, делались именно под Михаэля. Второму пилоту приходилось лишь приспосабливаться. Более того, Михаэль сам подбирал себе вторых пилотов. Он выбирал себе лучших инженеров, механиков, даже конструкторское бюро набиралось с его ведома. В Mercedes-Benz он пришел на все готовое. Из старых знакомых рядом с ним лишь Росс Браун, который в Ferrari занимался разработкой стратегии на гонку и доведением до совершенства деталей автомобиля. Руководил командой гениальный Жан Тодт, а за разработку общей концепции машины отвечал Рори Бирн. Теперь же Росс и руководитель, и тактик, и инженер. Может он слишком много на себя взял? 


 
     Не будем забывать и о том, что Михаэлю 41 год, а его напарник молод и талантлив. Стоит ли делать ставку на старого бойца, который надолго в гонках все равно не задержится? Может лучше сделать ставку на молодую поросль, тем более, что у Шуми просто нет времени выстраивать команду. В Ferrari ему для этого понадобилось 4 года. Сейчас этого времени у него нет.
 
Дело - резина
 
     Сам немецкий пилот называет именно шинную проблему главной причиной всех своих бед в этом сезоне. За годы работы в Ferrari Шумахер привык, что даже шины создают специально для него. Во времена шинных войн Bridgestone и Michelin, японские шинники делали свою ставку именно на алые машины и Шумахера. Характеристики шин идеально подходили и Михаэлю, и его машине. Но теперь производитель один, а Mercedes далеко не клиент №1. Поэтому шины теперь усредненные, подходящие для всех машин и всех пилотов. 


 
     Раньше пилоты были сами вольны выбирать тип покрышек, который подходил им наилучшим образом. Теперь Bridgestone выбирает насколько мягкие покрышки привезти на ту или иную трассу. Более того, порок японцы специально привозят не самые подходящие шины, чтобы сделать заезды интереснее. Не будем забывать и о правиле, согласно которому пилот должен использовать оба типа покрышек в гонке. И не важно, нравятся они ему или нет. Не лишним будет вспомнить о том, что машины теперь не заезжают на дозаправку. Для того, чтобы шины выдерживали возросший вес болидов, их пришлось сделать значительно жестче. Все это весьма и весьма непривычно для Михаэля. Именно поэтому ему постоянно приходится бороться с машиной, подстраиваясь под нее, а, не подстраивая ее под себя. К счастью для Шумахера, в следующем году Bridgestone покидает королевские гонки. На место японцев приходят итальянцы из Pirelli. В Mercedes-Benz надеются, что новые шины больше подойдут Михаэлю.
 
А есть ли будущее?
 
     Казалось бы, у Михаэля нет шансов. Самый лучший выбор для него – признать поражение и покинуть Формулу-1 навсегда. Но так ситуация выглядит только на первый взгляд. Из всего сказанного выше следует, что многое вполне можно изменить. Во-первых, Шумахер уже начал перестановки в Mercedes. Приглашен новый гоночный инженер, из других команд должны подтянуться еще несколько специалистов. Во-вторых, новая машина создается, учитывая потребности Шумахера. Конечно, ему уже не обеспечен такой же статус примы, как в Ferrari. Mercedes-Benz W02 должен подходить и Росбергу, но теме не менее есть шанс, что Михаэлю будет проще освоиться с новой машиной. Не будем забывать и о том, что проведя год в новой Формуле-1, красный барон набрался нужного опыта. В последних гонках его результаты неуклонно поползли вверх, и это не случайность.



     В следующем году будет запрещен двойной диффузор, все команды снова будут вынуждены искать скорость. А ведь Росс Браун отличается именно тем, что способен находить оригинальные решения в эпоху перемен. Тот же двойной диффузор – его детище. Не будем забывать и о шинах. Так что у Шумахера есть все шансы показать себя в следующем году с лучшей стороны. Я считаю, что вероятность восьмого титула для Шумахера выше, чем вероятность очередного провала. Посмотрим, окажусь ли я прав!   



Каталог автомобилей


Поиск тест-драйва


Аналитика

 

АВТОСПОРТ В РОССИИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
 
Подробнее

Назад

Новости  |  Выгодные предложения  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Впрок  |  Аналитика  |  Каталог  |  Фотогалерея
© 2010 MOTORJAM.RU Электронная почта: [email protected]. Экспорт новостей и статей: RSS.Новости, RSS.Статьи, Яndex.Лента, LiveJournal, Twitter.
Размещение рекламы: [email protected]. Перепечатка материалов MOTORJAM.RU разрешается только с гиперссылкой на motorjam.ru
© 2010 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.