RANGE ROGER
На презентации Range Rover 2011 модельного года с новым двигателем TDV8 мне удалось побеседовать с Роджером Кратхорном, заводским испытателем, проработавшим на фирме 45 лет и участвовавшим в доводке самого первого Range Rover.
БЕСЕДОВАЛ: АНТОН ШИРЯЕВ
Роджер, в чем же феномен автомобиля Range Rover?
Для своего времени Range Rover был уникальным автомобилем. Это первый внедорожник с постоянным полным приводом, пружинная подвеска на всех колесах, дисковые тормоза «по кругу», алюминиевый кузов, комфортный салон. Легкий кузов позволил нам отказаться от стабилизаторов поперечной устойчивости, что увеличило ходы подвески. Да, в повороте автомобиль задирает разгруженное переднее колесо, но сохраняет устойчивость. Ну, а на бездорожье автомобиль и вовсе демонстрировал проходимость на уровне классического Land Rover. Посмотрите на Gelandwagen! У него стальной кузов, он тяжел, ему нужны стабилизаторы. А это ограничивает хода. Вы видели когда-нибудь G-wagen на ралли-рейде? А Range выиграл эту гонку! Дважды! И не забывайте, что первый Camel Trophy на Суматре тоже прошел на Range Rover.
Расскажите о разработке этой машины?
О! Веселое было время. В концерне British Leyland было много проектов помимо «100-дюймового универсала», как называли тогда проект Range Rover. Поэтому о нас как будто забыли. Дизайн автомобиля, который теперь стал классикой, появился по случаю. Его автор – команда инженеров. Никаких дизайнеров! (смеется) А сколько дебатов вызвала подвеска. Шеф Land Rover Том Бартон был сторонником рессор на всех колесах, но команда инженеров отстояла пружины. Я был солидарен с ними, и как видите, мы были правы!
Range Rover не сразу стал люксовым брендом, ведь так?
Да, первоначально мы делали аналог Jeep Wagoneer или Ford Bronco. Внедорожник с комфортным салоном, таким же, как у седанов Rover. И именно таким и стал первый трехдверный Range. Его салон уже не напоминал армейский «джип», но и не был роскошным. Лишь на рубеже 70-х и 80-х было принято решение сделать из Range Rover люкс-внедорожник. А на его место утилитарного, но в меру комфортного автомобиля занял Discovery. Кстати, Disco был построен именно на базе Range Rover. Да и кузов был выполнен по тем же принципам. Так что первый Range не только продержался на конвейере 26 лет, в том числе целый год параллельно машине второго поколения, но и дал жизнь еще одному семейству. В этом его уникальность.
Популярность Range Rover у богатой публики стала довольно неожиданной для нас! Ведь мы делали машину для обеспеченного британского фермера, а не для аристократа. Но в то время просто не было достаточно комфортного автомобиля с такими внедорожными характеристиками, поэтому машина стала популярной и у членов королевской семьи и у аристократов, и у звезд Голливуда.
А почему оригинальный Range был трехдверным? Сложно было впоследствии сделать его 5-двреным?
Вначале мы соединяли детали заклепками, поэтому жесткость 5-дверного кузова была недостаточна. Вот нам и пришлось сделать его лишь с тремя дверьми. Но мы с самого начала приготовили все для увеличения числа дверей. И когда технологии позволили, то мы добавили еще две двери.
Известно, что Rover в переводе с английского означает бродяга, слово Land то же хорошо известно. А что такое Range?
Таким словом ковбои называли прерии. Мы уже создали машину, готовили ее к производству, а она все оставалась «100-дюймовым универсалом». Так как машина была революционной, то мы не хотели, чтобы общественность узнала, что перед ними Land Rover. Поэтому на всех прототипах было имя Velar. Поэтому многие журналисты решили, что перед ними автомобиль какой-то маленькой итальянской фирмы! Поэтому когда мы представили Range Rover, то нам пришлось добавить надпись by Land Rover. Ведь покупатели никак не могли понять, что же это за автомобиль (смеется).
На протяжении 26 лет своего производства оригинальный Range Rover сильно изменился…
Автомобиль развивался вместе с индустрией. Автоматическая коробка, роскошный салон с электроприводами, подушки безопасности, ABS, пневматическая подвеска, отделка кожей и деревом, новые бампера и решетка радиатора, дополнительные двери и длинная база, - все это появилось со временем. Но общие принципы не изменились: дисковые тормоза, пружины и алюминиевый кузов. Эта схема настолько опередила свое время, что сработала и на Disco. Кроме того, когда появились внедорожники среднего класса, то Range Rover уже был люкс-джипом. А уж люкс-внедорожники появились лишь в конце 90-х. Мы и здесь опередили свое время!
Вас никогда не называли Range Roger?
Нет, хотя идея классная! Однажды меня назвали Рейнджер Роджер, когда я забрался на нашем внедорожнике в такую глушь в какой-то рыбацкой деревне, что жители не поверили, что я смог пробраться к ним на машине. То, что я посчитал дорогой, у рыбаков считалось непроходимым бездорожьем!
А много ли досталось второму поколения от классического Range Rover?
Не более 10%, то же самое и с третьим поколением. Каждое новое поколение – полностью новый автомобиль. Но все Range Rover сохраняют все фамильные принципы оригинального автомобиля. Тот же силуэт, те же черные задние стойки, пневмоподвеска, характерная форма капота, алюминиевый кузов. Автомобиль 2011 года исповедует ту же философию, что и машина 1970 года.
Чем вы сейчас занимаетесь?
Ну, моя жизнь остается крайне интересной. Во-первых, я по-прежнему принимаю активное участие в жизни Land Rover. Именно поэтому я здесь, на презентации мотора TDV8. Во-вторых, я много путешествую. Мне очень интересен проект путешествия от Москвы до Владивостока. Я побывал на всех материках и покорил все типы бездорожья. И продолжаю это делать. Я фанат велоспорта, минимум 4 раза в неделю я катаюсь. Летом поеду посмотрю Тур де Франс. Мне нравится общаться с молодыми инженерами и видеть, как кипит работа на фирме сейчас. Да, я официально пенсионер, но я все еще член семьи Land Rover.