Главная / Аналитика /
НОСТАЛЬГИЯ В АВТОМОБИЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ

    РЕТРО ИЛИ АНТИРЕТРО?

    Мы с вами живем в уникальную эпоху, когда по улицам разъезжают автомобили, чей дизайн эксплуатирует тему ретро. New Beetle, MINI, Mustang, Camaro, PT Cruiser и многие другие сделали старомодный стиль частью нашей жизни. А ведь если задуматься, то до наступления 2000-х никто никогда не пытался выпустить массовый автомобиль в ретро-стиле. На ум приходит один лишь Nissan Figaro, выпущенный в 1991 году тиражом 20 тысяч экземпляров, да монстры японской же компании Mitsuoka. Все остальные дизайнеры всегда стремились в будущее. Харли Эрл создал аэрокосмический стиль Америки 50-х, итальянские дизайнеры 60-х – 70-х взорвали мир автомобилями клиновидной формы, напоминавшие космические корабли из фильма «Космическая Одиссея 2001» Стенли Кубрика. А чего стоит инопланетянка DS19 созданная Фламинио Бертоне! Люди всегда стремились вперед, к прогрессу, к новым горизонтам, а теперь что-то изменилось… В чем же дело?

    Текст: Антон Ширяев  

    Когда сметана была слаще…

    Все ловили себя на мысли, что в детстве или в молодости жизнь была лучше, легче и веселее, и даже сметана была слаще. Это было присуще всем поколениям во всех странах, но почему-то на автомобильный дизайн не влияло. Давайте разберемся почему. Что сулило будущее автовладельцу 70-х? Появление на массовых машинах ABS, кассетных магнетол и электростеклоподъемников. В 90-е мы ждали пришествия впрыска, подогрева сидений автоматических коробок. Машины становились все больше, комфортнее, мощнее и послушнее в управлении. А потом все задумались об экологии. Какое будущее ждет автомобилиста 2000-х? Мочевина, гибриды, экологические материалы, электромобили, падения уровня качества, всеобщая унификация… Кому это может понравиться?    
     Поэтому люди и начали скучать по временам, когда машины были красивы, индивидуальны, надежны, как АК-47 и неприхотливы, а вопросы повышения адреналина у водителя волновали куда больше, чем понижения выбросов СО2. Даже если было не так, то в голове остались именно такие воспоминания. А уж молодежь вообще воспринимает времена мускулистых машин, детройтского барокко и клиновидных суперкаров, как золотой век, в котором им, увы, не довелось пожить. Вот именно поэтому дизайнеры и взялись за ретро тему. Во всяком случае именно так они это объяснили.
    Кроме того, не стоит забывать о том, что в ту сладкую эпоху Детройт был автомобильной столицей мира, а покупатели всего мира выстраивались в очередь за «жуком» и «мини». Японские машины были похожи на мотто-рикши, а в Корее вообще люди на повозках передвигались. Да и время было веселое: сексуальная революция, тяжелый рок, борьба за гражданские права… Это вам не всеобщее озеленение!

    Стиляги
    Одним из первых автомобилей в стиле ретро стал VW New Beetle, представленный в 1998 году. Вообще в Вольфсбурге одними из первых додумались придать новому автомобилю форму олдтаймера, ведь прообразом нового «Жука» стал Concept 1 1994 года. Новинку ждал оглушительный успех в США, ведь дизайн был разработан именно Калифорнийской студией концерна. Чуть позже появился и кабриолет, развивший успех модели. А вот в Европе машинку ждал провал. «Жук» стоил значительно дороже соплатформенного Golf, при этом технически был вполне заурядной машиной с маленьким багажником и тесным салоном. Вскоре, и американцам надоела новая игрушка. Продажи падали, а про модель все забыли.


    Но еще раньше появился другой автомобиль в стиле ретро. И об этой машине нам не забыть никогда. Концепт Prowler 1993 от американского бренда Plymouth взорвал мотор-шоу в Детройте своими смелыми линиями, а когда в 1997 году «серийный хот-род» стал реальностью, восторгу публики не было предела. Пусть в узкий моторный отсек не влез мощный мотор, а высокая цена сделала машину эксклюзивом, шок от дизайна был настолько силен, что американцы подсели на ретро иглу. Пора было замахнуться и ан массовый автомобиль в таком стиле. Главное было научиться сочетать ретро стиль и практичность, т.е. не повторить ошибок New Beetle.
    И это с блеском удалось в универсале Chrysler PT Cruiser. Дизайн в стиле 30-х в нем сочетался с большим багажником, просторным салоном, широкой трансформацией салона и привлекательной ценой. Машинка пользовалась успехом на всех рынках, включая российский. В 2005 году GM ответил ретро мини-веном Chevrolet HHR, который был выполнен по тому же рецепту, что и PT Cruiser. И вновь успех! В период с 2003 по 2006 году в линейке GM присутствовал и уникальный пикап-купе-кабриолет Chevrolet SSR, который стал таким же эксклюзивом, как и Prowler.


    А что же Ford? Ретро-кабриолет 2002 года Thunderbird провалился на рынке и отправился на свалку истории уже в 2005, зато два других ретро-автомобиля изменили мир. Невероятно, но факт: Ford GT смог на равных конкурировать с Ferrari и Lamborghini, а Mustang 6 поколения вернул продажи, казалось, уже вымершей касты мускулистых автомобилей на небывало высокий уровень. Выход на рынок ретро-купе Chevrolet Camaro и Dodge Challenger только подтвердил правоту ребят из Дирборна.
    А что же Европа? Провал «Жука» показал, что продать один только дизайн не получится. Нужно, чтобы сам автомобиль был хорош. Именно поэтому возрожденный в 2001 году MINI Cooper был не просто стилягой, британец стал одним из лучших горячих хетчбеков в мире. А появившийся в 2007 году Fiat 500 даже выиграл титул машина года! Естественно, обе машины ждал рыночный успех.

    Анти-ретро

    В итоге все ретро-машины можно разделить на две группы: имиджевые и массовые. Всех представителей первой группы ждал провал, второй группы - успех. Когда дизайнеры излишне увлекались, забывая о практичности, машины ожидало суровое будущее. Кроме того, ретро-стиль очень быстро устаревал, и ажиотаж сменялся потерей интереса к модели. Интересно, что ретро восторжествовало лишь в тех странах, где в настоящее время автомобильная промышленность находиться в кризисе. Американские бренды потеряли даже собственный рынок, уступив его японцам, не говоря уже о завоевании других. Британского автопрома больше нет, а итальянцы пребывают в перманентном кризисе. Вот и приходится вспоминать славное прошлое. Что-то не слышно о появлении ретро автомобиля из Германии или Японии. А французы и вовсе съязвили, назвав стиль нового DS3 анти-ретро. Мол, пусть неудачники копаются в прошлом, а мы как и 50 лет назад смотрим вперед. Что ж, имеют право!
    
    
    
 


Каталог автомобилей


Поиск тест-драйва


Аналитика

 

АВТОСПОРТ В РОССИИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
 
Подробнее

Назад

Новости  |  Выгодные предложения  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Впрок  |  Аналитика  |  Каталог  |  Фотогалерея
© 2010 MOTORJAM.RU Электронная почта: [email protected]. Экспорт новостей и статей: RSS.Новости, RSS.Статьи, Яndex.Лента, LiveJournal, Twitter.
Размещение рекламы: [email protected]. Перепечатка материалов MOTORJAM.RU разрешается только с гиперссылкой на motorjam.ru
© 2010 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.