ВЕЧНО БОЛЬНОЙ
Тяжелые времена бывают у всех. Чуть не отдал концы BMW, которого в конце 90-х отчаянно тянул на дно британский Rover. В начале 2000-х в кризисе оказался Fiat – низкое качество отпугивало клиентов. Мировой финансовый кризис заставил Ford распродать свою империю и вовсе обанкротил GM. Но все эти компании когда-то знали хорошие времена. Для них для всех трудности были временным явлением. Расставшись с Rover, уже совсем скоро BMW стал одним из самых прибыльных автомобильных концернов. Новая команда менеджеров привела Fiat к процветанию, а первая половина 2010 года завершилась прибылью и для General Motors, и для Ford. Но есть те, кто не выходит из кризиса десятилетиями. Те, кто всю свою историю борется за жизнь. Поговорим сегодня о концерне Chrysler, вся жизнь которого прошла в муках борьбы.
ТЕКСТ: АНТОН ШИРЯЕВ
Заигрались
Практически всю свою историю Chrysler считался неотъемлемой частью Большой тройки из Детройта. Однако в отличие от своих конкурентов Ford и GM, которые спокойно делили покупателей, компания Уолтера Крайслера всегда попадала в переплет. Когда Крайслер решил стать автопромышленником, то он просто купил компанию Maxwell Motor Corporation и начал выпускать машины имени себя на ее мощностях. В 1928 году концерн был расширен, благодаря покупке у братьев Додж их фирмы и основанию двух новых отделений: De Soto и Plymouth. И тут Уолтер не прогадал, ведь именно дешевые Plymouth и Dodge вытянули его концерн из Великой Депрессии. Кроме того, ему не пришлось давать свое имя каким-то чахлым автомобильчикам для селян. Он вознамерился создать под именем Chrysler автомобиль будущего. И вот тут-то началось.
Главным хитом 1934 года должен был стать аэродинамичный Airflow. Конструктивно обычный седан накрыли сверху кузовом с зализанными (для того времени, естественно) формами. Причем, если Chrysler решил оставить в своей линейке и более традиционные модели с мотором V6, то De Soto предлагал только свою версию Airflow о каком бы моторе не шла речь. А автомобиль вдруг взял и не пошел! Обычные Chrysler продавались в два с половиной раза лучше, чем Airflow. А продажи более короткого и кургузого De Soto и вовсе утащили всю марку на дно. Короткие рестайлинги помогли дотянуть до 1937 года, когда вышла новая, более консервативная модель, которая оказалась слишком консервативной! А хитом года стал аэродинамический Lincoln Zephyr, обеспечивший Lincoln 80% продаж. Рано дернулись!
И не выходить бы Chrysler после такого двойного провала из кризиса, если б не военные заказы. Это СССР Вторая Мировая разрушила, а США она обогатила. Особенно Chrysler, которому после войны даже удалось на рубеже 40-х и 50-х на время обойти Ford и стать вторым среди американских концернов. Но неужели вы думаете, что концерну не удалось упасть в пучину и с такой высоты? Когда все множили новые модели, вбухивая миллионы в дизайн, Chrysler тратил время на утонченные концепт-кары, заказанные у лучших итальянских дизайнеров, и разработку сверхмощных моторов Hemi с полусферическими камерами сгорания. Помогло? Ни один из красивейших и мощнейших купе и кабриолетов «литерной» серии не смог преодолеть рубежа в 2 000 выпущенных экземпляров.
Не попали
В 60-е Chrysler выпускал примерно то, что было нужно покупателю. Успех? В очередной раз нет! На этот раз подвело качество. Но были и собственные «косяки», куда же без них. В модельных линейках остро не хватало больших машин, но зачем-то имелись маленькие. В 1964 году в свет вышел дешевый фастбек Barracuda. То, что надо? Опять нет! Появившейся через две недели купе Mustang продавалось в несколько раз лучше. В Chrysler не поверили в перспективу обычного кузова купе и просчитались – большая площадь остекления превратила «Барракуду» в доменную печь. Жар стоял невыносимый. Моторы Hemi были самыми мощными, но стоили, как сам автомобиль! Неудивительно, что клиент уходил покупать Chevrolet или Ford.
В 1961 приказал долго жить бренд De Soto. В последствии, все, к чему прикасался Chrysler, умирало. В 1964 году куплен британский Singer. Через 6 лет его не стало, а ведь марка существовала с 1905 года! 1970-е, вот когда Chrysler действительно захондрил. Hillman, Humber, Karrier, Sunbeam, Simca, Barreiros, Commer, их всех американцы купили в 60-е, чтоб убить в 70-е. Хорошие были инвестиции! Причем многие марки только что поставили на конвейер новые модели. Неудивительно, что самому Chrysler понадобилась помощь правительства!
Арабо-израильская война 1973 года, революция в Иране, наплыв японских производителей, «удачные» инвестиции, - концерн не выдержал. Рыночная доля упала с 21 до 9%. 1.5 миллиарда американских долларов от президента Картера и гений менеджера Ли Яккоки спасли концерн. Неудивительно, что Яккока до прихода в Chrysler 32 года отдал концерну Ford. Свой бы вряд ли спас. В 1983 году долг был выплачен, и в истории концерна началась золотая эра. Тут же были куплен концерн AMC, главной жемчужиной которого был бренд Jeep. Были созданы совместные предприятия с Mitsubishi и GM. Кроме того, зачем-то была приобретена компания Lamborghini. Продажи росли, неудачные проекты сворачивались, удачные, вроде первого в мире минивена, цвели и приносили стабильный доход. Пора было и усложнить себе жизнь.
Крах
В 1997 году 1800 рабочих начали месячную забастовку, отнявшую 450 млн. долларов, а через год Chrysler пошел на слияние с Daimler-Benz. С этого момента и начался спад. Немцы сбросили американцам лишь старые платформы, а вот новое руководство быстро американизировалось, начав чудить в стиле старого Chrysler. На рубеже веков за океаном особым спросом пользовались огромные рамные внедорожники и пикапы. Красавец Dodge Ram приносил концерну большую часть прибыли. Самое время расширить модельную линейку подобных машин. Но Jeep Commander появился слишком поздно и был все равно слишком мал – третий ряд сидений съедал весь объем багажника. Ну, а про Chrysler Aspen и говорить не приходится. В 2007 году Mercedes-Benz уже подумывал о запуске Smart на американский рынок.
То же самое и с кроссоверами. Как хорош Infiniti FX! Как удачно сочетает в себе внедорожные качества и спортивный характер Porsche Cayenne! А Chrysler выпустил модель Pacifica. Покупатель так и не понял, что же это такое. А невероятно красивые Dodge Charger и Chrysler 300C? Большие, мощные, истинно американские автомобили отбирали покупателей друг у друга, в то время как конкуренты предложили более компактные и менее мощные авто. Ну, а вишенкой на торте стал выход нового поколения модели Sebring. Машину признали одной из самых уродливых в США, а покупатель постарался обойти ее стороной. И это в самом важном для легковых Chrysler классе!
Итог был закономерен. Продажа концерна инвестфонду Cerberus Capital Management еще в 2007 году, задолго до мирового финансового кризиса. А потом пришел кризис, и стало совсем не до смеха. Продажи в 2008 году упали на 30%, а в 2009 еще на 36%, концерн, который уже давным-давно уступил свое третье место на рынке и Toyota, и Honda, стремительно скатывался в яму. Дальнейшая история известна. 6 с небольшим миллиардов долларов от доброго дяди Барака Обамы, покупка 20% акций концерном Fiat и создание «Нового Chrysler». Не все знают, но по условиям сделки, итальянцы имею право увеличить свою долю до 35%, а затем и до 51%, если только захотят.
В ходе реструктуризации концерна производство пикапов и коммерческой техники было выделено в отдельный бизнес: так появилось отделение Ram. Chrysler в будущем начнет продажу моделей компании Lancia под своим брендом. Первенцем стала Delta, представленная на автосалоне в Детройте в этом году. Появились слухи о продаже под маркой Dodge машин Alfa-Romeo. Вот только захочет ли покупатель приобрести отечественную машину с непонятным итальянским дизайном? В 50-е гг. не захотел. Да и в модном в штатах гибридостроении итальянцы среди отстающих. Получится ли выплыть? Время покажет.
Что не так?
Почему же с Chrysler всегда что-то происходило? Ведь автомобили-то концерн делал замечательные! Концепт-кары 50-х вошли в золотой фонд американского дизайна, мускулистые машины конца 60-х – начала 70-х стали легендами и до сих пор мелькают на съемочных площадках фильмов и сериалов. Dodge Caravan по-прежнему разрывает в клочья всех своих конкурентов в Америке и очень неплохо продается в Европе и России. Ну, а слово Jeep и вовсе стало нарицательным.
Все дело в управлении. Менеджеры Chrysler были редкостными тупицами, неспособными правильно организовать процесс. Постоянные просчеты с дизайном и размерами автомобилей, неспособность наладить качество машин, рискованные инвестиции, неправильно расставленные приоритеты (в 60-е гг. все экспериментировали с газовой турбиной, но разорился на производство 50 серийных машин только Chrysler), - все это было вечным спутником концерна. Хромала и организация труда. Гениальный Ли Яккока (помимо спасения Chrysler он еще стал автором идеи Ford Mustang, придумал автокредитование и trade-in) вспоминал: «Когда я пришел в Chrysler, то через мой кабинет люди проходили из одного помещения в другое. Я сидел буквально в коридоре!». Речь идет о шефе огромного концерна с окладом более миллиона долларов в год. Еще тех, полновесных долларов 70-х. Неудивительно, что концерн хандрило. Лучший дизайн, лучшие двигатели, лучшие презентации и худший менеджмент. Стоило только наладить работу, и концерн сразу обрел процветание! Но для этого пришлось позвать варяга.
Не находите, что ситуация похожа на нынешнюю? Во-первых, Серджио Маркионе, шеф Fiat, такой же варяг, как и «фордовец» Яккока. Во-вторых, впервые начали слушать покупателя. Если он хочет больше пикапов, спрос на которые вновь растет, то для этого теперь есть целое отделение, цель которого развивать и расширять модельную гамму. Ну, а кто захочет компактных машин с хорошими экологическими показателями, тот всегда сможет купить перелицованные Fiat и Lancia. В-третьих, решено сконцентрироваться на тех сегментах, где позиции концерна наиболее сильны, вроде производства минивенов и пикапов. Все это позволяет надеяться, что 11% роста, показанные в первом полугодии этого года не просто отскок, а реальная тенденция. Лично я верю в Chrysler. А вы?
Статистика продаж Chrysler в США
Год
|
Число проданных автомобилей
|
Рост/падение продаж
|
1999 |
2,638,561 |
|
2000 |
2,522,695 |
?4.4% |
2001 |
2,273,208 |
?9.9% |
2002 |
2,205,446 |
?3% |
2003 |
2,127,451 |
?3.5% |
2004 |
2,206,024 |
?3.7% |
2005 |
2,304,833 |
?4.5% |
2006 |
2,142,505 |
?7% |
2007 |
2,076,650 |
?3.1% |
2008 |
1,453,122 |
?30% |
2009 |
931,402 |
?36% |
2010 (январь-июль) |
620,532 |
?11% |