/  История авто /  Записки историка

ЗАГРАЖДЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ

Первая мировая война превратила солдат в землекопов. Массовое применение артиллерии и пулеметов заставило армии воюющих держав зарываться в землю и неделями сидеть в окопах, отгородившись от противника десятками рядов колючей проволоки. Прорвать такую оборону - дело нелегкое. Однако в том, что оно по плечу бронеавтомобилям, мало кто сомневался. Вот только свободных броневиков в русской армии было маловато. Да и не каждый годился для такой работы. Вероятно поэтому офицеры бронечастей, пользуясь накопленным в боях опытом, предлагали свои конструкции блиндированных машин, предназначавшиеся для проведения подобных операций. Большинство проектов, по разным причинам, так и осталось на бумаге, а вот машина,  которую в начале 1916 года предложил  офицер 26-го броневзвода 7-ой армии Юго-Западного фронта штабс-капитан Поплавко, была построена, испытана и получила высокую оценку специалистов.

Текст – Константин Шляхтинский

В сущности, идея штабс-капитана была проста. По его мнению, для переделки  в боевую машину больше всего подходил двухтонный тягач "Джеффери". На него крепили специальный каркас, и наклепывали броневые листы. Толщина лобовой брони достигала 7 мм,  боковая делалась более тонкой. Тем не менее, этого вполне хватало, чтобы защитить экипаж от ружейного огня. Правда, из-за увеличения веса приходилось подумать об усилении наиболее ответственных узлов базового автомобиля.

Связавшись с нашей службой поддержки, вы узнаете, сколько стоит купить высшее образование в Москве. В любом случае это дешевле, чем проходить полноценное обучение.

Вооружение такого броневика состояло из пары пулеметов и приспособления для уничтожения проволочных заграждений. Внутри могла свободно поместиться десантная группа - десять солдат, вооруженных пистолетами, кинжалами и гранатами. Переоборудование одного тягача в броневик по предварительным рассчетам должно было обойтись казне в 15 тысяч рублей - деньги немалые, но все-таки это было гораздо дешевле, чем заказывать за границей готовый бронеавтомобиль.

Операции, с участием машин Поплавко, судя по рапортам, виделись нашим военным следующим образом: " ... Автомобили подходят по твердому грунту на рассвете к позициям противника, прорывают проволочные заграждения и подходят под прикрытием огня своих пулеметов к окопу. Пулемет на высоте четырех аршин от земли дает возможность стрелять сверху на дно окопа. В то же время люди бросают ручные гранаты, прыгают на дно окопа и занимают его. Пока противник ими занимается, подходят пехотные части и закрепляют за собой занятый окоп. Люди наводят возимые с собой складные мосты, машины по ним преодолевают окоп, на что требуются 3 минуты, и идут на вторую линию".
Идея штабс-капитана была оценена по достоинству, делу, как тогда говаривали, "дали ход", и оно "закрутилось". Сначала вопрос был исследован броневой комиссией 7-й армии, состоявшей из офицеров-инженеров. Быстро нашли подходящий трактор, поставили  броню и попробовали его в действии. В протоколе испытательной комиссии от 10 мая 1916 года, отмечалось: "Забронированный автомобиль успешно  прорывал специально построенное проволочное заграждение в 15 кольев и прошел усиленную проволочную сеть (32 ряда кольев), длиною в 12 сажен, очень легко, не останавливаясь, образуя проход шириной с ширину машины. Грунт при испытании - прошлогодняя пашня и яровой посев с небольшими всходами. Через окоп и канаву до четырех шагов ширины автомобиль прошел по складному мосту, возимому им же, наведенному в четыре минуты".

Результаты оказались настолько обнадеживающими, что в протоколе записали: "По мнению комиссии, присутствовавшей при испытаниях, применение в крупных масштабах машин, предложенных штабс-капитаном Поплавко, может дать большие результаты и желательно дать ему возможность провести идею в жизнь. Командующий седьмой армией и начальник его штаба... находят, что широкий боевой опыт с такими машинами желателен".
Окончательный вердикт гласил: "... спешно, по возможности до середины августа, приготовить 50 таких автомобилей при помощи Ижорского завода". Особо отмечалось, что "...выделка стали и бронирование машин крайне просты, почему и является возможным выполнить всю работу в короткий срок".



Для дальнейшей реализации проекта оставалось "всего лишь"  собрать в петроградской Офицерской  Стрелковой школе  нужное количество машин и отдать их в переделку. Только вот беда. На всем Юго-Западном фронте было только 32 тягача, поэтому один из членов комиссии - полковник Яковлев - предложил одолжить  недостающие машины на других фронтах.

Но Россия не была бы Россией, если бы все было так просто! Чтобы получить "добро" на дальнейшую работу, пришлось обратиться в вышестоящую инстанцию - Техническую комиссию, которая, выслушав доклад полковника, решила что опыты проведены в недостаточном объеме и заметила, что "...оборудование имеющихся на фронте 32 автомобилей без дополнительных испытаний было бы рискованным".

На дополнительные опыты выделили всего 5 тысяч рублей, и на Ижорском заводе был заблиндирован новый тягач. Проводить испытания поначалу  планировали на Ижорском полигоне, но в последний момент  их перенесли в Ориенбаум. Начальству, в принципе, бронеавтомобили Поплавко понравились, поэтому опыты решили продолжить "в расширенном масштабе". Однако Ижорский завод был настолько загружен военными заказами, что оказался не в состоянии бронировать более-менее крупную партию автомобилей, поэтому, в конечном итоге, пришлось обратиться в Офицерскую Стрелковую школу с просьбой осуществить всю работу на ее базе.



Между тем время шло, и  партия из 15 броневиков была построена лишь к зиме, и 20 декабря 1916 года состоялись генеральные испытания с участием всех имевшихся машин. Около четырех часов пополудни цепочка из 15 автомобилей, растянувшаяся на фронте 750 шагов, двинулась в сторону окопов с расстояния 150 саженей. До заграждений машины дошли свободно. Без каких-либо видимых усилий разрушили проволочные сети,  отчасти выдернув колья, на которых они держались, отчасти порвав проволоку. В заграждениях образовались проходы шириной до пяти шагов. Затем часть броневиков пошла вдоль проволоки и вскоре выяснилось также, "...что способностью изменять направление и разрушать проволочные  заграждения, двигаясь вдоль них, машины обладают вполне..."  На преодоление 4 полос препятствий им потребовалось всего 20-30 секунд. Но не все шло гладко. На неглубоком снегу колеса броневиков, ломавших заграждения, пробуксовывали, а обледенение грунта приводило к тому, что "препятствием для машин явились рвы и канавы, а также стрелковые окопы..."

Тем не менее работы решили продолжить. Очень уж большие перспективы открывало изобретение Поплавко в реальном деле! Поэтому комиссия высказала мнение: "Разрешить Главному Военно-Техническому Управлению дать заказ на бронирование по системе Поплавко 90 автомобилей "Джеффери" по цене в среднем 15 тысяч рублей за каждое бронирование, на общую сумму 1350000 руб. Работу сделает Склад приборов и пособий при Офицерской Стрелковой школе."

Между тем, на дворе стоял февраль 1917 года...



Имя
E-mail
Отзыв
Код картинки

На заметку...




Каталог автомобилей


РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


Новости  |  Скидки  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Вопрос/Ответ  |  Аналитика  |  История авто  |  О проекте  |  Контакты
  © 2010-2018 MOTORJAM.RU Электронная почта: [email protected] Экспорт новостей и статей: RSS.Новости, RSS.Статьи, Яndex.Лента, LiveJournal, Twitter.
Размещение рекламы: [email protected] Перепечатка материалов MOTORJAM.RU разрешается только с гиперссылкой на www.motorjam.ru
© 2010-2018 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.
http