Главная -> Путешествия -> КОСМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ SUBARU

КОСМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ SUBARU

Благодаря компании Subaru нам посчастливилось побывать на удивительном мероприятии – встрече космонавтов из космоса. А чтобы добраться до места посадки, расположенного в бескрайних степях Казахстана, к нашим услугам предоставили несколько кроссоверов Subaru Forester.



Текст и фото: Борис Шишкин



Возвращение домой

Рано утром рейсовый самолет приземлился на пыльный асфальт взлетной полосы в аэропорту города Караганда. Отсюда нам придется отправиться в автопробег длиной около 500 км на юго-запад от города, где находится расчетная точка посадки спускаемого аппарата космического корабля «Союз ТМА-21», который отправился в полет к Международной космической станции еще в апреле 2011 года. Полет этот юбилейный, посвященный 50-летию первого полета человека в космос. Именно поэтому космический аппарат впервые за всю историю кораблей «Союз» получил собственное имя – «Юрий Гагарин».



В состав экипажа вошли двое русских космонавтов – Александр Самокутяев и Андрей Борисенко, и один американец – Рональд Гаран. Проведя на околоземной орбите почти полгода, они завтра возвращаются домой, а мы станем свидетелями их приземления. Наша группа журналистов примет участие в операции по обеспечению штатной посадки спускаемого аппарата, его поиску и эвакуации космонавтов.






Бескрайние просторы

Первые 300 км пути нам предстоит проехать по латанным-перелатанным дорогам Казахстана, а затем – 200 км по грунтовым степным дорожкам. Организаторы не дали нам ни карт, ни навигационных приборов – следовать будем за автомобилем-поводырем, в качестве которого используется редкий у нас внедорожник Toyota FJ Cruiser, а чтобы мы от него не отстали – в хвосте колонну подгоняет Mercedes-Benz G-класса. За рулем обоих – настоящие военные, в хорошем и плохом смысле этого слова.

Как только выбрались из города на оперативный простор, наш «предводитель», видимо, решил похвастаться крутостью своей «Тойоты», и дал по газам, обогнав через сплошную тяжелый грузовик. Когда мы, соблюдая правила, через некоторое время тоже обогнали этот тихоход, от сопровождающего уже и след простыл. Хорошо хоть, замыкающий на «Гелендвагене» деться никуда не мог. Так, собственно, и продолжалось всю дорогу – ведущий автомобиль уезжал куда-то за пределы видимости, а потом нетерпеливо нас ждал. И это притом, что перед отравлением сопровождающие нас запугали суровостью здешней полиции и страшными штрафами – например, за невключенный сигнал поворота штраф составляет 1500 рублей в переводе на российскую валюту. В такую же сумму обойдется водителю и превышение скорости всего на 10 км/ч.

Таким образом, с горем пополам мы все же добрались до степи. Здесь хоть «гаишников» можно не опасаться. На грунтовке ведущий внедорожник оторваться от нашего «Лесника» уже не смог. Если на асфальте кроссовер огорчал пустоватым рулем, валкостью в виражах и заторможенностью реакций, то здесь такие настройки шасси и рулевого управления оказались идеально подходящими. И подвеска, на цивилизованных дорогах встряхивавшая на неровностях и допускавшая раскачку на волнах, вдруг понесла автомобиль совершенно ровно и гладко. Правда, расслабляться в степи не стоит – временами грунтовка преподносит сюрпризы в виде глубоких провалов, падая в которые Forester нещадно встряхивает седоков (особенно задних) на радость водителю ведущей «Тойоты», который сразу же пытается уйти в точку – подвеска кроссовера с внедорожным шасси в таких условиях тягаться не может. Зато, как только дорога становится ровнее, наш Subaru сразу же восстанавливает статус-кво, даже несмотря на гораздо более слабый мотор.




Иногда попадаются и мелкие деревеньки из трех-четырех домиков. Степные жители бедствуют, хотя собственный транспорт у них имеется. Так, на одной из остановок мы увидели «Ниву» в гараже, сделанном из… обломка ракеты. Отработанные ступени ракет падают в безлюдные степные районы, а аборигены потом их подбирают, и используют для своих нужд. Интересно, знают ли они, что двигатели некоторых ракет работают на топливе, содержащем компонент под названием гептил, очень вредный для человеческого организма? Гептил меняет структуру белков и даже внедряется в ДНК, причем заметить его действие поначалу очень сложно – у человека просто обостряются заболевания, к которым он предрасположен.

Чем дальше в степь, тем меньше грунтовка похожа на дорогу. Со временем она превращается в еле видную колею с торчащими жесткими кустами, которые царапают днище с громким, мерзким, скрипящим звуком. И крупные кочки следуют одна за другой. Здесь уже за ведущим, у которого проснулся азарт автогонщика, никак на поспеть. Словом, Toyota за очередным холмом телепортировалась, и наш «Лесник» остался один на один с кочками и кустарником, так как дорога вдруг исчезла совсем.
Наконец, взобравшись на одно из возвышений, мы заметили нашего чудо-проводника, гордо стоящего у горизонта. Стоял он, правда, совсем не в том направлении, в котором мы направлялись. И на том спасибо. Только бы дождался. Проводник сжалился, ведь до места нашего путешествия осталось всего несколько сотен метров. В полевом лагере нас уже давно ждали еще несколько таких же «бравых солдат» и стол, плотно заставленный бутылками с традиционным русским горячительным напитком.



Гордость за Родину

Утром, несмотря на поздний отход ко сну, все встали ни свет ни заря. Подготовка к посадке спускаемого аппарата шла полным ходом, вся следящая аппаратура работала, а с нами провели подробный инструктаж. Главное, не подходить к приземлившемуся объекту со стороны днища, чтобы не попасть под радиацию гамма-лучевого высотомера. Этот высотомер «лупит» своими лучами примерно на 300 метров, и служит для включения двигателей мягкой посадки, когда до земли остается один метр. Также запрещено курить в радиусе ближе 25 метров от спускаемого аппарата. Подходить вплотную к космонавтам и трогать их нам тоже запретили, впрочем, этого делать никто и не собирался. А вот фотографировать и задавать вопросы – пожалуйста.




Спустя некоторое время к лагерю подтянулись синие вездеходы, похожие на «раздетые» БТР. Это главные спасатели – «Синие птицы». Они умеют передвигаться не только по суше, но и по воде. Начались минуты томительного ожидания. Радисты сообщили, что спускаемый аппарат вошел в плазму, и связь с ним прервалась. Облако плазмы появляется на высотах от 90 до 40 км от сильного трения об атмосферу и длится этот процесс 5-6 мин. И вот, долгожданный писк маяка, затем хлопок в синем небе, и у нас над головами раскрывается белый парашют. До посадки несколько минут. Осталось только определить, куда его отнесет ветром. Сначала казалось, что спускаемый аппарат движется прямо на нас, но потом стало ясно, что не долетит.

Первыми бросаются в погоню «Синие птицы». Это служит сигналом и нам. «Форестер» лихо скачет по кочкам, почти не отставая от вездеходов. Только бы спускаемый аппарат не скрылся за холмом… Нет, не скрылся – мы видим, как непосредственно у земли срабатывают тормозные двигатели и поднимают облако пыли. Парашют сдувается и валится на бок. Все закончено, посадка произошла штатно. Только сердце рвется из груди, и хочется кричать от радости. Мы сломя голову бежим к обгоревшему спускаемому аппарату, вокруг которого уже копошатся спасатели.




Проходит еще несколько минут, пока раздраивают люк. За это время периметр вокруг аппарата ограждают и ставят кресла – космонавтам первое время запрещают ходить. Впрочем, после полугода в невесомости мышцы у них атрофируются настолько, что сами они, даже если и захотят, смогут сделать это с трудом. И никакие специальные упражнения, выполняемые на орбите, не помогают. Наконец я вижу белый шлем, показавшийся из люка. Первого космонавта бережно достают, поднимают на руки и несут в кресло. Это командир Александр Самокутяев. Ему сразу меряют давление и берут анализ крови из пальца. Вид у него бледный, но с лица не сходит улыбка. Он дома.



А вот «вынутому» следом американцу до США еще долго лететь. Он тоже рад, но улыбается через силу. Третий космонавт, Андрей Борисенко, чувствует себя заметно лучше, поэтому его и доставали последним. Он радостно вскидывает руки – миссия выполнена! После предварительного медицинского осмотра всех трех космонавтов прямо в креслах несут в надувной бокс, не имеющий окон. Там, вдали от посторонних, их освободят от скафандров. Через полчаса они выходят. Их держат под руки, но ноги они передвигают уже сами. Американский астронавт садится в одну «Синюю птицу», а двое наших – в другую. Их везут к вертолетам.



Наша работа тоже закончена. Пара прощальных фотографий спускаемого аппарата, и надо возвращаться в лагерь, где нас ждет стол, плотно заставленный бутылками с традиционным русским горячительным напитком. Мы обязательно поднимем тост за космонавтов, и за спасателей, которые исправно выполняют свою работу не только в сегодняшних идеальных условиях, но и в зимнюю стужу и в метель, и за нашу многострадальную Родину, которая держится именно на таких людях.
 

РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


Новости  |  Скидки  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Вопрос/Ответ  |  Аналитика  |  История авто  |  О проекте  |  Контакты
© 2017 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.