Главная -> Путешествия -> АРМЯНCКИЕ КАНИКУЛЫ

АРМЯНCКИЕ КАНИКУЛЫ

В компании Mazda любят проводить тест-драйвы своих новых моделей в экзотических местах. Так, для презентации переднеприводной модификации Mazda CX-7 была выбрана Армения. За четыре дня, проведенные за рулем новинки, мы объехали почти всю страну.

Текст: Дмитрий Зайцев
Фото автора и компании Mazda

В самолете, следующем рейсом Москва-Ереван, лучше всего выпросить на регистрации место у окошка справа по борту. В этом случае есть вероятность созерцать Эльбрус, если с погодой повезет. Нам повезло. Облачность была довольно сильная, но сверкающая на солнце «двугорбая» снежная шапка оказалась выше линии облаков. Зрелище, скажу я вам, потрясающее, которое словами описать невозможно.
Ереван встретил 37-градусной жарой и очередью в обмен валют – российские деньги в Армении недействительны. На один рубль можно купить примерно 13-14 армянских драм. Приобретя некоторое количество местной валюты, направляемся к автомобилям.



Наш тест-драйв посвящен новой, более экономичной модификации кроссовера Mazda CX-7. Автомобиль оснащается передним приводом и атмосферным 2,5-литровым бензиновым двигателем, развивающим 163 л.с. и 205 Нм. Напомним, что раньше на российском рынке продавалась лишь одна версия кроссовера, с полноприводной трансмиссией и мощным 2,3-литровым турбомотором, выдающим 238 л.с. и 350 Нм. Естественно, новинка заметно медленнее – разгон до 100 км/ч вырос с 8,3 до 10,3 с, а максимальная скорость уменьшилась со 181 до 173 км/ч. Для чего нужна такая слабая модификация? Для экономии топлива – средний расход в городе упал с 15,3 до 12,7 литров на 100 км пути. Представители Mazda говорят, что новая модификация предназначена специально для мегаполисов, так как в пробках разгонная динамика не нужна.



По Ереванским улицам кроссовер едет жестковато, впрочем, как и более мощная его модификация. И на скоростях до 60 км/ч динамики действительно хватает. А быстрее разгоняться здесь нельзя. Если российский водитель привык, что можно спокойно превышать разрешенную скорость почти на 20 км/ч, то в Армении вас остановят даже при превышении на 5 км/ч. Причем местная полиция не сидит в кустах, а постоянно дефилирует туда-сюда на новеньких Toyota Corolla. Штраф официально оплачивается на месте, а если вы хорошо себя ведете, вам напишут, что вы были не пристегнуты, что означает около 300 рублей на наши деньги, причем зачастую совершенно не важно, какое нарушение вы совершили. И никаких взяток. Вообще, возникает ощущение, что здесь каждый третий работает в органах правопорядка – полицейских автомобилей видимо-невидимо даже на окраине страны, куда, собственно, и лежит наш путь.




Мы едем в ущелье Дзорагет на севере, недалеко от Армяно-Грузинской границы. Дорога, вьющаяся меж невысоких зеленых гор, хорошим профилем не отличается, но заплатки в Армении «лепят» исправно – выбоин в асфальте практически нет. Слева «по борту» долго объезжаем четырехкилометровую гору Арагац – самую высокую в Армении. На ее вершине виден снег, ярко контрастирующий с окружающей зеленью. Высота над уровнем моря потихоньку растет, с 800 метров над уровнем моря до 2000, и забортный термометр начинает показывать уже пригодную для нормальной жизни температуру – 27 градусов.




В этих условиях 2,5-литровый атмосферник скисает. Обгоны грузовиков можно совершать только ходом. Если же плестись за тихоходом, выискивать просвет между встречными машинами бесполезно – все равно тяги не хватит. Зато шасси работает прекрасно. Жесткая на низкой скорости подвеска с ростом темпа радует упругостью, энергоемкостью и почти полным отсутствием раскачки, и курсовая устойчивость прекрасная. И что интересно, гул от резины, типичный для японских автомобилей, здесь почти не ощущается. Маздовцы отлично поработали над шумоизоляцией колесных арок.

Проехали Спитак. В памяти всплыли телевизионные репортажи 1988 года о 10-бальном землетрясении, практически стершем этот город с лица земли. Тогда погибли около 25 000 человек. Город отстроили заново, и уже почти ничто не напоминает о той трагедии.




Наконец, ущелье Дзорагет. В переводе с армянского название означает «Река-ущелье». Горная бурная река течет в скалистом каньоне, высота стенок которого составляет от 100 до 300 метров. Здесь любят сплавляться на катамаранах любители экстрима. Местечко очень живописное. Очень приятно вечером слушать рокот горной реки и наблюдать оранжевые переливы закатных лучей солнца, цепляющихся за низкие облака и верхушки гор.




Следующий пункт нашего путешествия – озеро Севан. Расположенное на высоте 1 900 метров над уровнем моря, оно со всех сторон окружено горами, и в отличие от остальной части страны (за исключением Араратской долины), здесь видны следы хозяйственной деятельности человека.



Начиная с 1937 года с помощью искусственных ирригационных сооружений озеро потихонечку сливали в Араратскую долину. Так некоторые умники в СССР хотели сделать долину более плодородной, а освободившиеся площади засеять. За несколько десятков лет уровень воды упал на 20 м. И все бы хорошо, но Араратская долина в результате стала превращаться в болото, а на обмелевших участках, кроме деревьев, ничего не росло. Кроме того, Севан является единственным источником пресной воды в Армении, а ее потребление с годами только увеличивалось. Словом, был прорыт новый тоннель из более высокогорного водохранилища, и теперь озеро снова наполняют. Вода прибывает со скоростью около 30 см в год. Результат – затопленные берега и растущие из воды деревья.

Впрочем, несмотря на человеческий беспредел, Севан остался потрясающе красивым местом. Здесь наиболее развита туристическая инфраструктура. Вдоль берега встречаются отели, в том числе и дорогие. И, в отличие от Араратской долины, благодаря высокогорью температура воздуха на берегах Севана гораздо ниже. Днем в районе 30-ти, а после захода солнца даже становится прохладно.

Дальнейший путь лежит на юг, в монастырь Татев. Дорога вьется вверх, через Селимский перевал, высшая точка которого находится на высоте 2500 метров. Двигателю нашего СХ-7 становится совсем туго, до такой степени, что приходится переходить в ручной режим. Причем в крутых поворотах на подъеме требуется первая передача, на которой кроссовер кое-как может продолжать подъем. Разгоняюсь до предельных оборотов, включаю вторую, и тяга опять сникает – ступенька между передачами очень велика. Да и человеку на этой высоте несладко. Дышится вроде бы нормально, но только пока не делаешь лишних движений. Стоит, например, присесть на корточки, чтобы сделать фото, как появляется одышка.

Здесь, на вершине перевала, находится Селимский караван-сарай. Это большое каменное прямоугольное помещение без окон, где усталые путники, когда-то путешествовавшие по Великому шелковому пути, могли отдохнуть и переночевать. Караван-сараи получили распространение не только в Армении, но и в других странах Востока. Расстояния между ними равнялись примерно одному дневному переходу торговых караванов. Их стены имеют толщину около метра, поэтому летом внутри всегда прохладно, а зимой – тепло. Селимский караван-сарай был построен еще в 1332 году. Отсюда открывается красивейший вид на зеленую горную долину, тут и там покрытую красными вкраплениями маков.

Спускаемся с перевала в долину, и температура за бортом поднимается до 43 градусов. Еще около сотни километров пути по долинам и взгорьям, и мы въезжаем в потрясающей красоты каньон реки Воротан с 500-метровыми отвесными стенами и вздымающимися над ними горными вершинами. Здесь находится древний монастырь Татев, расположенный на высоком утесе, обрывающемся в пропасть. Первая церковь монастыря была построена еще в 848 году. С тех пор здесь вырос большой храмовый комплекс, который, кстати, выполнял в свое время и оборонительные функции благодаря стратегически выгодному расположению. Места здесь настолько красивы, что не хочется уезжать. Но нас впереди ждет дорога на Ереван. Уезжали мы из него на север, а возвращаемся с юга, по Араратской долине.

Из-за очередного поворота горной дороги открылся вид на долину, на другой стороне которой теряется в дымке главный символ Армении – священная гора Арарат, к вершинам которой, по Писанию, пристал Ноев ковчег. Несмотря на дымку, гора, которая состоит из двух сросшихся пиков под названиями Малый и Большой Арарат, представляет собой величественное зрелище. Высота Большого Арарата над уровнем моря составляет 5135 метров, а относительная высота над Араратской долиной равняется 4365 метрам, что делает эту гору самой высокой по относительной высоте в мире. Ведь даже у Эвереста, который возвышается над уровнем моря на 8848 метров, относительная высота равна всего 3550 метрам. И не беда, что в 1921 году гора отошла к территории Турции, ведь туркам не доступен этот потрясающий вид – с «ихней» стороны Арарат скрыт за другими горами.

Так, незаметно, путешествие подошло к концу, а сполна насладиться красотами Армении мы так и не успели. Сюда надо ехать на более долгий срок. Но даже этих четырех дней хватило, чтобы понять, что армянский народ – одна из самых гостеприимных и дружелюбных наций в мире. Если бы не местные жители, вряд ли наше путешествие было бы таким приятным и запоминающимся.
 

РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


Новости  |  Скидки  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Вопрос/Ответ  |  Аналитика  |  История авто  |  О проекте  |  Контакты
© 2017 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.