Главная -> Аналитика -> ЧТО БУДЕТ С ЯПОНСКИМ АВТОПРОМОМ?

ЧТО БУДЕТ С ЯПОНСКИМ АВТОПРОМОМ?

ЧТО ПРИРОДА НАМ ГОТОВИТ?

Мало кто сейчас понимает, что происходит в Японии на самом деле. Одни СМИ стращают превышением предельного уровня радиации в морской воде рядом с Фукусимой в десятки миллионов раз (!!!), другие рапортуют, что все под контролем. Мы не провидцы и не шпионы, поэтому не ожидайте сенсационных разоблачений. Сказать, что же происходит или произойдет с Японией, с ее рынком, промышленностью, экономикой просто невозможно. Во-первых, как я уже сказал, информация приходит крайне противоречивая. Во-вторых, ситуация продолжает развиваться. На островах происходят все новые и новые землетрясения магнитудой до 6 баллов. АЭС Фукусима продолжает выбрасывать в атмосферу, почву и воду радиоактивные вещества. Все еще нет окончательных данных по погибшим, по нанесенному ущербу. Тем не менее, мы можем, по крайней мере, обозначить основные аспекты влияния ситуации в Японии на мировой автопром.

Текст: Натан Гауган

Японский рынок идет ко дну…
Не секрет, что японские компании доминируют на японском рынке. Европейские и американские автомобили, конечно, встречаются, но ездят на них скорее маргиналы, чем простые японцы. В прошлом году на островах было продано почти 5 миллионов автомобилей. А ведь до кризиса продавалось почти 6! Многие районы Японии из-за высоких гор достаточно труднодоступны. Урбанизация островной Хокайдо и Сикоку значительно уступает центральному району острова Хонсю, поэтому автомобиль для простого японца – вещь необходимая, которую он без проблем может себе позволить. Так было раньше. Сейчас все изменится. Огромное число японцев лишилось крова. Разрушены заводы, порты, фермы, аэропорты. Тысячи людей лишились рабочих мест. Дома других повреждены: разбита мебель, посуда. Квартирам требуется ремонт.



При этом страховые компании находятся на грани разорения, ведь им предстоят огромные выплаты. Сдюжат ли они? Есть и другая опасность – отсутствие всяких выплат в случае, если цунами такой мощи будет признан форс-мажорной ситуацией. И именно форс-мажорная ситуация может послужить поводом для признания случая разрушения дома не страховым. Откуда тогда японцам взять деньги на, фактически, выстраивание жизни с нуля? В таких условиях покупка автомобиля явно не будет первым, что они сделают. Да и кому нужен автомобиль, когда сотни километров дорог и мостов разрушены. Где ездить?



Прибавьте к этому общий спад в экономике страны восходящего солнца, который наметился и без всякого землетрясения и цунами. Кроме того, аварийная ситуация на Фукусиме, и рост общественной критики ядерной программы Японии, может привести к постепенному выводу из работы ряда старых и потенциально опасных АЭС. А это, в свою очередь, приведет к росту цен на энергоресурсы, снижению рентабельности производства и обвалу экономики. Так что японский рынок имеет все шансы рухнуть еще сильнее. Как та же Toyota справится с потерями? А Daihatsu, которая в Европе продает считанные тысячи машин?

…самураи не сдаются
На первый взгляд, ситуация аховая. Но не будем забывать, что японские компании традиционно сильны в целом ряде стран. Таиланд, ЮАР, США, Россия, Индия, - уверенный рост продаж в этих странах сможет сделать незаметным даже самый серьезный спад на внутреннем рынке. Что же для этого должно случиться? Йена должна подешеветь! Вспомните благословенные времена, когда Mitsubishi Lancer девятого поколения был одной из самых дешевых иномарок на нашем рынке. Тогда за доллар давали больше 120 йен, а сейчас, когда японская валюта укрепилась до 80 с небольшим йен за доллар, той же Mitsubishi не выгодно продавать даже двухлитровый Lancer. Продажи падают, клиенты отворачиваются. Land-Cruiser 200 стоит дороже, чем Cadillac Escalade – автомобиль премиального бренда!
А что будет с йеной, если ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию? Она ослабнет. А это значит, что японские машины станут значительно дешевле. Сами понимаете, что в таких условиях в той же России начнется японский бум. Кроме того, не будем забывать, что многие из популярных у нас моделей выпускаются вовсе не в Японии. Avensis, Camry, Civic, Pilot, Tiida, - все они приходят в Россию из Европы и Америки. Так что они могут подешеветь, а проблем с их производством и доставкой возникнуть не должно.



В то же время, многие автомобили со стоковых площадок были смыты цунами. А ведь часть этих автомобилей делались под заказ, и их уже ждали конкретные клиенты. Хочешь, не хочешь, а машины придется выпустить снова и поставить клиентам. А это значит, что первое время загрузка заводов сохранится. Кроме того, при транспортировке автомобилей с завода осуществляется страховка полной стоимости машин. Маркетологи Volvo рассказывали мне, что в кризисный 2008 год самой их большой удачей стала… гибель транспортного судна доверху груженного Volvo! Ведь страховщики вернули компании деньги за 10 000 машин, которые никто мог не купить на протяжении всего года. Так что некоторые японские концерны даже могут заработать на стихийном бедствии.

Что с заводами?
Многие читатели задаются вопросом: не вырастут ли очереди на японские автомобили, ведь заводы стоят, порты разрушены, а с электроэнергии на островах перебои. Ну, что касается электроэнергии, то с ней пока перебои только на Хонсю, а ведь многие заводы располагаются в непострадавших районах. Для удобства поговорим о каждой компании в отдельности. Сразу скажу, что говорить точно можно лишь о тех фирмах, которые предоставили официальные пресс-релизы о влиянии землетрясения. Текст в кавычках – официальный пресс-релиз.
Nissan (по состоянию на 25 марта): «В связи с тем, что процесс возобновления поставок комплектующих в полном объеме займет еще некоторое время, наши заводы, кроме завода Иваки, выпускающего двигатели, будут работать в ограниченном режиме. Что касается завода Иваки, то на ход восстановительных работ продолжают оказывать серьезное влияние непрекращающиеся землетрясения. Тем не менее, мы постепенно восстанавливаем систему электро- и водоснабжения и ускоряем темпы возвращения завода к нормальному режиму работы. Что касается работы других заводов, компания сообщает следующее: заводы Оппама, Тотиги, Кюсю, Йокогама, Ниссан Сятай и Ниссан Сятай Кюсю -продолжается производство комплектующих для зарубежных заводов компании и запасных частей для ремонта (объемы зависят от поставок). Производство автомобилей также будет продолжаться и корректироваться в зависимости от поставок комплектующих Завод Иваки: Продолжаются работы по восстановлению зданий и оборудования, начатые на этой неделе. Одновременно, рабочие завода, не занятые в оказании гуманитарной помощи в качестве волонтеров, будут участвовать в восстановительных работах для ускорения возвращения предприятия к нормальному режиму работы».



Главной проблемой является завод двигателей в Иваки, ведь он находится в… префектуре Фукусима! В худшем случае он вообще может оказаться в зоне отчуждения! А ведь там выпускают двигатели, которые поставляются почти на все японские заводы компании. Кроме того, производство двигателей перенести ан новый завод сложнее всего, ведь это самый технологически сложный процесс во всем производственном цикле.
Mitsubishi (15 марта): «Как сообщалось ранее, Mitsubishi Motors Corporation приняла решение приостановить работу всех трёх заводов Компании 14 марта (понедельник) и 15 марта (вторник). Компания рада сообщить, что, начиная c 16 марта (среда) ММС возобновляет работу всех производственных предприятий, которая продолжится и 17 марта в четверг. Относительно дальнейшего графика работы производственных подразделений Mitsubishi Motors. Компания сообщит дополнительно. Заводы Mitsubishi Motors Corporation, расположены в префектурах: Айчи (Aichi) — завод Okazaki в г. Нагоя (производит модель ASX); Гифу (Gifu) — Pajero Manufacturing Co., Ltd (производит модель Pajero); Окаяма (Okayama) — завод Mizushima (производит модели Lancer, Outlander XL)».



Все три завода находятся на острове Хонсю, на котором и произошло землетрясение. Окаяма – в самой южной части острова, которую стихийное бедствие не затронуло. Нагоя и Гифу – в центре острова. Все разрушения в этом районе носили лишь косметический характер.
Subaru (25 марта): «Fuji Heavy Industries (FHI), производитель автомобилей Subaru, объявил, что компания приняла решение приостановить производство на всех заводах Subaru в Японии до понедельника, 28 марта 2011 года из-за нестабильного электроснабжения в стране. Ранее FHI объявляла о запуске производства 24 марта 2011 года. Вместе с тем, сегодня FHI запустила производство запасных частей».
У Subaru ситуация куда напряженнее. Компания уже неоднократно откладывала возобновление производства. Сначала говорили о 16 марта, затем о 22, потом о 24. Но заводы все еще стоят. Когда нормализуется работа электросетей никто не знает.



Toyota и Lexus (16 марта): «17 марта 2011 года компания «Тойота Мотор Корпорэйшн» планирует возобновить на предприятиях в Японии производство запасных частей для технического обслуживания автомобилей. Производство будет восстановлено на 7 заводах, расположенных в Центральной части страны. 21 марта 2011 года «Тойота Мотор Корпорэйшн» также возобновит производство автокомплектующих для поддержания производственного цикла на предприятиях Тойота за пределами Японии. Приостановку производства автомобилей на заводах компании «Тойота Мотор Корпорэйшн» и дочерних компаний в Японии решено продлить, по крайней мере, до 22 марта 2011 года».



Судя по отсутствию новых пресс-релизов, ситуация у Toyota не самая лучшая. Но у подопечных Акио Тойоды есть один плюс – большое число зарубежных заводов, а они продолжают работать, ведь японские рабочие героическими усилиями продолжают выпуск необходимых комплектующих, включая двигатели. Но три бестселлера российского рынка: Land-Cruiser 200, Land-Cruiser Prado и Rav4, - производятся на заводах в префектуре Аичи, а это самый центр острова Хонсю. Да, он не был затронут землетрясением, но именно в этой зоне проживает почти половина населения Японии. Хватит ли электричества? Даст ли правительство страны разрешение на пуск производства? Конечно, все три модели выпускаются и в Китае, но как отнесутся россияне к китайскому «Крузаку?».



Suzuki: «За исключением частично функционирующего завода в Ивата, в связи с нестабильностью поставок запчастей с предприятий, расположенных в зоне бедствия, деятельность японских заводов Suzuki по сборке автомобилей приостановлена. Остальные заводы, например, по сборке двигателей и мотоциклов, будут работать 28 и 29 марта (только дневная смена), используя оставшиеся запасы компонентов. Решение о возобновлении деятельности предприятий после 30 марта будет принято после оценки ситуации».
График работы заводов Suzuki 28 и 29 марта:

Завод в Косай (Kosai Plant) Сборка легковых автомобилей Приостановлена Приостановлен
Завод в Ивата (Iwata plant) Сборка минивэнов и коммерческих автомобилей
Сборка легковых автомобилей Частично действует Частично действует
Завод в Сагара (Sagara plant) Сборка легковых автомобилей

Производство двигателей для легковых автомобилей Приостановлена

Частично действует Приостановлена

Частично действует
Завод в Тоекава (Toyokawa plant) Сборка мотоциклов

Сборка лодочных моторов Действует

Действует Действует

Приостановлена
Завод в Такацука (Takatsuka plant) Сборка и машонообработка двигателей мототехники Действует Действует
Завод в Осука (Osuka Plant) Литейное производство Действует Действует

Единственный плюс – мотоциклы Suzuki по-прежнему выпускаются, а ведь старт мотосезона не за горами. А вот автомобили пока не выпускаются, и связано это, скорее всего, снова с электричеством, ведь все три завода по производству легковых автомобилей находятся достаточно далеко от зоны бедствия.
Mazda (24 марта): «Производство на заводах в Хиросиме и Хофу частично возобновлено 22 марта. Возобновлено производство автокомплектующих для автомобилей, выпускающихся за рубежом, а также запчастей. Также возобновлено производство автомобилей из имеющихся на заводах комплектующих».



И это странно, ведь Хиросима сейчас является самым безопасным местом на Хонсю. А завод в Хофу находится, чуть ли не на южной оконечности острова. Но в самом неприятном положении оказалась Honda, ведь штаб-квартира компании находится в Тотиги (в иной транскрипции Точиги), где толчки чувствовались особенно хорошо. В результате в столовой погиб один из работников компании. Его придавило обломками стены.
Honda: «Некоторые заводы компании в Японии были закрыты и не откроются до понедельника. Это завод в Точиги, производящий двигатели, трансмиссии и детали подвески; два завода в Саитама (CR-V, Accord, U.S. Fit, Acura RL, TSX, а также двигатели ); два завода в Хамаматсу (автомобильные трансмиссии и навесные лодочные моторы); завод в Сузуке (Japan Fit, Civic, Civic Hybrid, Insight и CR-Z). Завод в Кумамото, производящий мотоциклы, продолжает работу».



К счастью, Pilot и Crosstour приходит к нам из США, а хетчбек Civic и Jazz – из Англии. А вот с Accord могут возникнуть проблемы. При этом в российский представительствах уверяют, что на площадках в России и Финляндии находится большое число автомобилей, поэтому очередей возникнуть не должно. Но вы сами видели, что ситуация непростая. И главная проблема – электроэнергия. Если энергоснабжение на Хонсю нормализуется, то большинство заводов, кроме расположенных в Иваки и Точиги, возобновят работу на полную мощность.

Вместо итогов
Существует целый ряд страхов и опасений, связанных с землетрясением в Японии. Попробую развеять самые популярные. Хлынут ли на наш рынок автомобили «утопленники»? Нет, так как ввоз поддержанных иномарок после повышения пошлин вообще потеряло особый смысл. Кроме того, смысла возить машины, побывавшие в морской воде нет. Дело в том, что последние модели, которые ввозят в Россию, все работают на электронике. И после подобных "водных процедур" она накрывается разом, машину уже не восстановить. А вот просушенные запчасти вполне могут наводнить рынок Дальнего Востока и Сибири. Но это касается исключительно «праворуких» машин, так как большинство машин с левым рулем в регионе новые и обслуживаются у официальных дилеров.



Стоит ли ждать очередей? Никто не знает. Все зависит от того, когда восстановят электроснабжение. Не будем сбрасывать со счетов и Фукусиму. Если выброс радиации будет слишком велик, то о заводах в Иваки можно будет забыть. Если так, то очереди на некоторые Nissan и Infiniti могут растянуться до горизонта. Тем не менее, совсем без «японцев» мы не останемся. Mitsubishi, Mazda, Suzuki и ряд моделей Toyota из Японии поставляться будут точно, ведь заводы не повреждены.
Не попадут ли в Россию зараженные автомобили? В опасном районе расположено лишь производство двигателей. Но, если у вас есть страхи, то просто проверьте новый автомобиль дозиметром. Что касается поддержанных автомобилей и запчастей к ним, то здесь остается надеяться на власти. Тем более, Владимир Путин заявил, что не допустит проникновения радиации на Дальний Восток.
Что будет с ценами? Вероятность того, что цены на японские автомобили упадут, достаточно велика. Единственной причиной, по которой они могут остаться на прежнем уровне, может стать желание японцев компенсировать затраты на ремонт заводов за наш счет. Но, учитывая, косметический характер повреждений на многих заводах, это маловероятно.
Так что японский автопром никуда не денется. Более того, позиции японских машин в России могут даже усилиться. В любом случае, все зависит от природы. Вдруг ветер в районе Фукусимы сменится? Так что, все в руках Божьих.
 

РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


Новости  |  Скидки  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Вопрос/Ответ  |  Аналитика  |  История авто  |  О проекте  |  Контакты
© 2017 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.