Главная -> Аналитика -> РАЗГАДЫВАЕМ ГОЛОВОЛОМКУ ИМЕНИ LINCOLN CONTINENTAL

РАЗГАДЫВАЕМ ГОЛОВОЛОМКУ ИМЕНИ LINCOLN CONTINENTAL

ГОЛОВОЛОМКА ГЕНРИ ФОРДА

Откровенно говоря, я вовсе и не собирался писать эту статью. Все-таки тема довольно узкая, тем более, совсем недавно на сайте motorjam.ru уже появилась большая статья об истории американских автомобилей. Но авторы предполагают, а читатели располагают. Неожиданно в одной из социальных сетей, объединяющей автолюбителей, разгорелся жаркий спор. Спорили владелец великолепного Lincoln Continental Mark V Landau hardtop sedan 1960 года и любитель американских машин, у которого возникли сомнения по поводу правильности имени автомобиля. Действительно, как же перед нами может быть Continental Mark V, если Mark III и Mark IV выпускались в 1970-е годы? Волей неволей мне пришлось разобраться в ситуации. Открывшаяся правда заставила меня написать эту статью, ведь история имени Continental закручена не хуже иного детектива.

Текст: Натан Гауган

Персональная игрушка
За свою жизнь Lincoln Continental успел побыть и флагманским седаном, и лимузином президента США, и тем, что в Америке называют personal luxury car. Или, проще говоря, большим роскошным купе. Интересно, что первый Continental относился именно к классу personal luxury. Он был создан дизайнером Юджин «Бобом» Грегори (Eugene T. “Bob” Gregorie) как персональный автомобиль для сына Генри Форда Эдсела. Тот попросил Грегори создать «длинный, низкий и быстрый» кабриолет, на котором было бы удобно кататься по Флориде во время очередного отпуска Эдсела в марте 1939-го. Юджин взял за основу флагмана марки Lincoln Zephyr (на фото внизу слева) и придал ему шика (на фото внизу справа).



Капот и линия крыши стали ниже. Крыльям добавили обтекаемости, багажник, напротив, «оквадратили». Но самой яркой чертой дизайна Continental стало запасное колесо, закрепленное на заднем бампере (на фото внизу справа). Впоследствии, такой способ крепления предложили и конкуренты, но наружное крепление «запаски» стало визитной карточкой именно Continental. Стиль автомобиля пришелся по душе не только Эдселу Форду, но и всем его друзьям. Прокатившись по весенней Флориде свежеиспеченный владелец уникального кабриолета позвонил Грегори и сказал: «Я ездил вокруг Палм-Бич и ловил восторженные взгляды окружающих. Я мог бы продать 1000 таких машин уже сегодня!». Неудивительно, что уже на следующий год Continental мог купить любой желающий.



Цена автомобиля составила $2840 и была одной из самых высоких в Америке. На автомобиле применялись узлы и агрегаты, идентичные устанавливаемым на Lincoln Zephyr: 120-сильный двигатель V-12 объемом 4.4 литра, трехступенчатая механическая коробка передач и подвеска на поперечных рессорах.
Что касается имени Continental, то в Европе так традиционно называли спортивно-туристические автомобили – большие и мощные купе, предназначенные для пересечения Европы. Предполагалось, что на «континентальном» Bentley можно было легко доехать от Лондона до летней резиденции в Сен-Тропе. Так же и Lincoln Continental позволял с комфортом доехать из Дирборна, штат Мичиган, где располагалась штаб-квартира Ford Motor Company, до Палм-Бич, штат Флорида.



В таком виде автомобиль выпускался до осени 1941 года (фото вверху), когда была продемонстрирована обновленная версия. Дизайн передка Continental 1942 модельного года был решен в новом фирменном стиле марки. От былой стремительности не осталось и следа, зато автомобиль стал выглядеть монументальнее. Он стал длиннее, выше и шире. А заодно и мощнее. Отдача увеличившегося в объеме до 5 литров мотора достигла 130 л.с. Начавшаяся для США в декабре, Вторая мировая война прервала производство, которое был возобновлен уже в 1945 году. Практически не меняясь год от года, первый «Конти» оставался на конвейере до 1948 года. Оригинальный Lincoln Continental был выпущен в количестве 403 экземпляров (64 купе и 339 кабриолетов),а за четыре послевоенных года производства было выпущено 3334 обновленных Continental. «Конти», кстати, стал последним американским автомобилем с двигателем V12.

Выше звезд
На рубеже 40-х и 50-х годов компания Ford находилась не в самом лучшем состоянии. Всему виной стал излишний консерватизм отца-основателя концерна Генри Форда старшего. В то время, как в Европе вовсю продавался Citroen Traction Avant с передним приводом, а General Motors начала производство автоматических КПП, автомобили концерна по-прежнему оснащались поперечными рессорами, устаревшими 20 лет назад! Усугублялось положение компании еще и тем, что в 1947 году скончался старик Генри, а за четыре года до этого рак желудка убил Эдсела. Конец 1940-х стал единственным моментом в истории, когда компания Chrysler обогнала Ford по продажам. Огромная империя попала в руки 30-летнего Генри Форда II, которому, как считали многие, просто не хватало опыта.



Но молодой Генри решительно принялся за дело. Новые современные модели вернули концерну утраченные позиции. Для развития успеха Форд считал необходимым расширить корпорацию. Поэтому в 1956 году волевым решением Генри была создана новая марка Continental. Единственным ее автомобилем стало роскошное купе Mark II, игравшее в классе personal ultra-luxury. Автомобиль стоил почти $10 000, как два Cadillac. Имя Mark II было придумано для того, чтобы покупатель мог отличать новинку от классического Continental. В эпоху, когда все американские компании соревновались в количестве хрома на квадратный сантиметр и высоте хвостовых плавников, Mark II радовал лаконичностью стиля. Неудивительно, ведь конкурентом новинке должен был стать Rolls-Royce, а вовсе не Cadillac, у которого машин по такой цене попросту не было. Поэтому вас не должно удивлять, что внешность автомобиля была решена в европейском стиле, а дебют состоялся на Парижском автосалоне (на фото вверху слева). Несмотря на в целом европейский дизайн, Mark II имел в своей внешности и кое-что от первого Continental. Речь, естественно, идет о запасном колесе, как бы вынесенном за пределы багажника. Но фишка Mark II была в том, что на самом деле запасное колесо размещалось в багажнике, но стояло в нем почти вертикально. Для того, чтобы оно все таки поместилось под низкой крышкой, в ней была сделана характерная выштамповка, как бы повторявшая контуры «запаски».



В движение новинку приводил двигатель V8 Lincoln объемом 368 дюймов (6.03 литра), который выдавал 285 л.с. в 1956 году и все 300 в следующем. Большинство деталей шасси автомобиль также унаследовал от отделения Lincoln. Несмотря на то, что Mark II собирался вручную и был разработан инженерами нового отделения Continental, продавался автомобиль через дилерскую сеть Lincoln. Это усложняло восприятие автомобиля, как продукции независимого от Lincoln бренда. Слишком сильна была память о первом Continental. Даже сейчас многие любители считают, что Continental Mark II – это лишь одна из моделей Lincoln.



Неудивительно, что проект провалился. Ford терял по $1000 на каждой проданной машине, да и брали их неохотно. Всего было продано 1300 машин в последнем квартале 1955 года, еще 1300 в 1956 и 444 в 1957. Кроме того было выпущено 2 кабриолета. Тем не менее, Mark II прописался в гаражах таких знаменитостей, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра и шах Ирана. Не особо оценили новинку и европейцы. В итоге Производство было прекращено уже в середине 1957 года. Забавно, что перепугавшееся руководство Cadillac запустило в производство еще более дорогой ($13 074) Eldorado Brougham, который так же был убыточен.

Как это нет рамы?
Именно такой вопрос задавали покупатели в салонах Lincoln, когда менеджеры рассказывали им о новом уникальном Lincoln Continental Mark III с несущим кузовом (uniframe body). Мало кто знает, что Mark III должен был стать новой моделью компании Continental, а вовсе не Lincoln. Чтобы спасти утопающий бренд, руководство концерна Ford приняло решение заменить Mark II более дешевым (от $6 000) и унифицированным с машинами Lincoln семейством автомобилей Mark III. Первое время автомобиль позиционировался как Continental, но покупатель наотрез отказался воспринимать выглядящий как Lincoln, построенный на агрегатах Lincoln и продающийся в дилерском центре Lincoln автомобиль, как какой-то там Continental. Поэтому вскоре имя Continental окончательно стало названием флагманской модельной линейки Lincoln.



Несмотря на то, что конкурентом очередного «Марка» стал не заоблачный Rolls-Royce, а вполне земной Cadillac, автомобиль у Lincoln получился выдающийся. Начать можно с того, что новый «Конти» был самым большим автомобилем Америки. Он превосходил тогдашние Cadillac и по длине, и по ширине, и по высоте. Кабриолет с 4-мя дверями до сих пор является самым длинным кабриолетом в истории. А до появления Maybach, Continental Mark III оставался самым большим автомобилем с несущим кузовом в истории. Подобная гигантомания не удивительна, ведь Lincoln нужно было вновь заявить о себе. С 1952 по 1958 годы Lincoln позиционировался, как конкурент Oldsmobile, а с Cadillac должен был соперничать Edsel. Но после провала новых брендов Continental и Edsel именно Lincoln предстояло вновь стать флагманом концерна.



И в этом новому Continental Mark III должен был помочь новый двигатель V8 объемом 430 кубических дюймов (7 литров) и 3-ступенчатой АКПП Turbo-drive. Мощность двигателя составляла 350 л.с. Казалось бы, у новинки были все шансы на успех. Действительно, Mark III, а также его рестайлинговые версии 1959 и 1960 годов Mark IV и Mark V продавались лучше сверхдорогого Mark II, но продажи Cadillac были далеко впереди. Во-первых, дизайн новинки не совсем соответствовал тогдашним вкусам. Во-вторых, несущий кузов не позволял радикально изменять дизайн экстерьера достаточно часто, как того требовал рынок. Наконец, преемственность дизайна отсутствовала в принципе. Главной фишкой Mark III/IV/V был обратный наклон заднего стекла, а вовсе не фирменная выштамповка.



В 1961 году Lincoln представил Continental нового поколения, который был построен с широким использованием узлов и агрегатов Ford Thunderbird. Имя Mark ушло в историю, чтобы не ассоциировать новый автомобиль с плеядой не слишком удачных предшественников. У нового Continental вообще не было кузова купе, автомобиль предлагался исключительно как седан или 4-х дверный кабриолет.

Второй раз третий
Новый Continental пользовался успехом. Что и говорить, если его выбрал в качестве персонального транспорта сам президент США! Пик «славы» Continental пришелся на 1963 год, когда именно в «Конти» убили Джона Кеннеди. Все бы хорошо, но у Lincoln по-прежнему не было автомобиля в сегменте personal luxury, каким был самый первый Continental. Решение проблемы нашел гениальный менеджер Ли Яккока. Он предложил «взять Ford Thunderbird и украсить его решеткой радиатора от Rolls-Royce».



Яккока решил не изобретать велосипед, а просто повторить успешный путь Cadillac Eldorado. Роскошное купе General Motors делило платформу с Buick Riviera и Oldsmobile Toronado, а новый Lincoln Continental с возрожденной приставкой Mark базировался на платформе Thunderbird.V8 объемом 460 кубических дюймов (7.5 литров) выдавал 370 л.с., что было меньше, чем у «Кэдди» и по объему и по мощности, но монументальный дизайн с убирающимися за шторки фарами и характерной выштамповкой на крышке багажника привлекал покупателей. За первый полный год продаж было реализовано 23 858 купе Lincoln против 23 333 Eldorado. Continental Mark III (фото внизу) оказался очень успешным! Стойте-стойте, почему Mark III? Ведь в 1960 году выпускался Mark V?



Все дело в том, что Генри Форд II решил, что Lincoln Continental Mark III/IV/V не соответствовали духу настоящего Mark, коим по мнению Генри был один лишь Mark II. С одной стороны, выпускать новый автомобиль под старым именем – затея несколько странная. С другой стороны, Форд во многом прав. Ведь новый Mark III выпускался исключительно в кузове купе, как и Mark II. В то время как «Марки» конца 50-х были и седанами, и кабриолетами. Наконец, у ненастоящих, по мнению Генри, «Марков» не было такой важной черты, как выштамповки в задней части. Конечно, у нового Mark III под выштамповкой не было никакого колеса. Оно лежало на дне багажника, как и у Thunderbird. Но как красиво смотрелась корма «Конти»!



Появившиеся в 1972 и 1977 году Continental Mark IV (на фото справа вверху) и Mark V (на фото слева вверху) вновь были построены на агрегатах очередного T-bird. Купе стилистически повторяли Continental Mark III, но были длиннее и шире. Дизайн четвертого Mark был более округлым, а купе под индексом пять, напротив, было буквально вычерчено по линейке. А вот ходовая часть осталась без изменений. Все тот же V8 объемом 7.5 литра и 3-х ступенчатый «автомат». Новые «Марки» стали настоящим прорывом для отделения Lincoln. Впервые в истории модель отделения продавалась лучше, чем конкурент от Cadillac. В худшие годы Continental продавался в тех же объемах, что и Eldorado. В лучшие же, число проданных «Конти» вдвое превышало продажи купе Cadillac. Интересно, что в те годы дизайн обычных Continental и купе Mark был выполнен в едином стиле. Помимо седана Lincoln Continental Town Car в стандартной «континентальной» линейке был и Town Coupe. Но в отличии от Mark в дизайне этого автомобиля не было ни спорта, ни шика, а стоил он меньшие деньги.

Усыхание
В 1979 году с конвейера сошел последний по-настоящему полноразмерный Mark. Ford больше не мог вписать в свои машины в ужесточившиеся федеральные нормы по расходу топлива и вредным выбросам без уменьшения размера. Надо сказать, что Дирборн и так держался до последнего. И GM, и Chrysler к тому моменту уже несколько лет выпускали более компактные автомобили. Continental Mark VI, как и все семейство Continental, теперь базировалось на платформе Panther, которая стала общей для всех уменьшившихся в размере full-size автомобилей концерна. Помимо Continental ее использовали еще и Ford LTD и Mercury Grand Marquis. Впоследствии, эволюционируя и меняясь, платформа Panther дожила до наших дней, ведь нынешний Lincoln Town Car построен именно на ней. Mark VI стал вехой в истории модели, так как он вновь был рамным, как и Mark II за 25 лет до этого! Кроме того, именно Mark VI стал последним Continental выполненном в стилистике «Марков» 70-х годов. У него были и шторки, скрывавшие фары, и овальные окошки на задних стойках, и виниловая крыша. Интересно, что Mark VI был доступен и как купе, и как седан. А вот по-настоящему больших моторов уже не осталось. В 1980 еще предлагался 351-дюймовый мотор (5.8 литров), но уже через год ничего кроме 5 литров клиент приобрести не мог. Но даже в таком виде Mark VI просуществовал на конвейере всего 4 года. В 1984 году ему на смену пришел Mark VII.



Автомобиль вновь базировался на платформе Thunderbird (Fox platform), был компактнее и выглядел куда современнее своего предшественника. Революцией стала и ходовая часть. Во-первых, Continental вновь обзавелся несущим кузовом. Во-вторых, автомобиль получил такие невиданные доселе опции, как пневмоподвеску всех колес, АБС, бортовой компьютер и многое другое. Наконец, появилась 4-ступенчатая АКПП. А в 1984-85 годах на Mark VII и вовсе устанавливался 6-цилиндровый дизель BMW. Всего было выпущено не больше 500 дизельный «Марков», а один из них и вовсе был оснащен еще и 5-ступенчатой «механикой»! Естественно, никуда не делся старый добрый V8, но он выдавал жалкие 140 л.с. Со временем мощность довели до 225 «лошадей», но до параметров 70-х годов было как до Луны.



Что касается имени, то тут вновь начинается путаница, ведь автомобиль, который все хорошо знали пол именем Continental Mark VI остался в строю под именем Town Car! Название комплектации с характерной виниловой крышей стало отдельной моделью! Более того, внешне первый Town Car отличался от «Конти» только отсутствием шторок на фарах и выштамповки под запасное колесо сзади. При этом в 1982 году в производство был пущен новый, более компактный Lincoln, который метил в конкуренты Cadillac Seville. Новинка получила имя…Continental (на фото слева внизу)! То есть в 1982-83 годах под именем Continental выпускалось два совершенно разных автомобиля: full-size Continental Mark VI и среднеразмерный «просто Continental». Причем у обоих на багажнике была та самая выштамповка. Идиотизм? Очевидно, это поняли и в Дирборне. Собственно, поэтому Mark VI и был так рано убит и превращен в Town Car.



В итоге во второй половине 80-х Lincoln выпускал Town Car, в котором без проблем угадывался Mark VI, и стилистически разные, но построенные на одной платформе Continental и Continental Mark VII. Покупатель не очень понимал, почему столь разные машины носят одно имя. Поэтому в 1986 году купе Lincoln получило имя Mark VII без всяких там Continental. А в 1988 году купе и седан перестали иметь что-то общее и технически. Новый седан (на фото справа вверху) был построен на переднеприводной платформе Ford Taurus и получил в гамму двигатель V6, а купе продолжило свою конвейерную жизнь вплоть до 1992 года в неизменном виде.



В 1993 году на свет появился «последний из Могикан» - Mark VIII. Несущий кузов, общая с очередным T-bird платформа, задний привод, мощный V8 и характерная выштамповка. Новый V8 объемом всего-то 4.6 литра выдавал вполне достойные 280 л.с. Но время сегмента personal luxury прошло. Теперь состоятельные клиенты, желавшие ездить за рулем, а не на заднем диване, предпочитали дорогие внедорожники. Поэтому спустя всего год после рестайлинга 1997 года производство Mark VIII закончилось. А в 2002 году на свалку истории было отправлено и имя Continental.

Запутанная история
Наверное, мало на свете машин, история имени которых так запутана. Несмотря на то, что последний Mark имел индекс VIII, он стал десятым «Марком» в истории. Под этим именем было выпущено четыре поколения седанов (Mark III/IV/V 50-х и Mark VI 80-х), три поколения кабриолетов (Mark III/IV/V 50-х) и 10 поколений купе (Mark II, III/IV/V, снова Mark III/IV/V, Mark VI, VII, VIII). Кроме того, в 2004 году на автосалонах в Детройте и Нью-Йорке были показаны концепт кары MK9 (на фото cправа внизу) и Mark X (на фото слева внизу). Первый ознаменовал собой переход к новой схеме обозначения моделей Lincoln с буквами вместо имен, а второй должен был стать более дорогой версией Thunderbird. Но ни один из них не имел характерной выштамповки. Может, поэтому-то ни одна из этих машин не стала серийной?



Вообще, если решите козырнуть своим знаниями об истории Lincoln по имени Mark, лучше откажитесь от этой затеи – вас легко подловят на ошибке. Самый первый Lincoln Continental не имел никакой приставки Mark. Mark II был купе марки Continental и никакого отношения к модели Lincoln Continental не имел. Первый Mark III первые месяцы продавался как Continental, а уже потом стал Lincoln. Более того, первые Continental Mark III/IV/V были целым семейством, включавшем в себя 2-х и 4-х дверные кабриолеты, седан, ландо с опускаемым задним стеклом, седан, купе и даже лимузин Town Car. Следующие «Марки» снова назывались Continental Mark III/IV/V, но были уже не семейством автомобилей, а лишь одной из версий гаммы Continental. Continental Mark VI вновь стал семейством из седана и купе, повторяя традиции 50-х. Mark VII первое время был Continental, но затем превратился в отдельную модель. Mark VIII вообще никакого отношения к семейству Continental никогда не имел. Запутанно?



А ведь не стоит забывать о том, что в 60-е году семейство Continental не имело Mark-версии, с 1982 по 1984 годы параллельно Continental Mark VI существовал и «просто Continental», в период с 1984 по 1992 годы Continental и Mark делили платформу, а с 1994 вообще не имели ничего общего. При этом имя Continental ушло в историю в 2002 году, а имя Mark…живо до сих пор! Все дело в том, что с 2005 по 2008 году в США продавалась люксовая версия Ford F-150 под именем Mark LT (на фото вверху справа). Когда продажи не слишком удачного пикапа свернули в штатах, в Мексике это имя получил F-150 в исполнении Platinum (на фото вверху слева). А еще все современные Lincoln кроме Town Car (который до сих пор использует платформу Mark VI) и Navigator имеют в имени буквы MK. Но они не должны вас путать, ведь читается эта аббревиатура как «Мак», а не «Марк». Вот такая вот безумная история.
 

РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


Новости  |  Скидки  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Вопрос/Ответ  |  Аналитика  |  История авто  |  О проекте  |  Контакты
© 2017 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.