Главная -> Аналитика -> ЧТО СТОИТ ЗА БОРЬБОЙ ВОКРУГ LOTUS?

ЧТО СТОИТ ЗА БОРЬБОЙ ВОКРУГ LOTUS?

МАЛАЙСКИЙ РАЗМАХ

Мир изменился до неузнаваемости. Те, кто еще недавно правили миром и распоряжались жизнями целых народов, теперь распродают остатки национального достояния. А еще недавно порабощенные народы теперь скупают целые отрасли экономики бывших властителей. Особенно ярко эта тенденция видна на примере Британской империи и ее бывших колоний. Чего стоит хотя бы покупка легендарных брендов Jaguar и Land-Rover индийским концерном Tata. А ведь состояние семьи Тата начало расти еще в колониальные времена. То же самое мы видим и в Юго-Восточной Азии. Еще 100 лет назад Малайзия была частью великой Британской империи, бедной и неразвитой провинцией. Теперь же башни Petronas в Куала-Лумпуре входят в пятерку крупнейших зданий мира, а две малайские бизнес группы ведут борьбу за легендарное имя: Team Lotus.

ТЕКСТ: АНТОН ШИРЯЕВ

Что в имени тебе моем…
После смерти Колина Чэпмена, основателя и главного конструктора фирмы, британский бренд сменил несколько владельцев. В начале 90-х Lotus оказался в руках тогда еще итальянской Bugatti, а после ее банкротства в 1994 – фирма попала в руки к государственной малайской компании Proton, известной выпуском лицензионных копий автомобилей Mitsubishi. Вплоть до недавнего времени Lotus жил прошлым. В гамме была лишь одна модель – Elise, практически без изменений выпускающаяся с 1996 года, и ее производные. В последние годы малайцы решили придать Lotus новых сил. Появились новые модели: более комфортная Europa на базе Elise, Evora и суперкар Elite, дебют которого состоится в эти дни в Париже. Самое время вернутся в гони, ведь для производителя спортивных машин автоспорт – лучшая реклама. Но с автоспортом возникла незадача.



Team Lotus или попросту Команда Лотус – один из самых успешных коллективов в истории Формулы-1. С ее легендарностью может сравниться разве что Ferrari. Команда существовала с 1954 по 1994 году, но с момента смерти Чэпмена в 1982 году пути команды и группы Lotus разошлись. После ликвидации команды права на имя Team Lotus оказались в руках у англичанина Дэвида Ханта, брата чемпиона мира 1976 года Джеймса Ханта. Денег на возрождение команды у него не было, но и расставаться с правами он не собирался. Долгое время интереса к Team Lotus не проявлял никто. Но недавно все изменилось. Перед началом сезона 2010 года команда британской Формулы-3 Lightspeed получила разрешение Ханта на использования имени Team Lotus в своей заявке. В команду пришли бывшие инженеры из компании Lotus, но FIA посчитала заявку несерьезной и не допустила команду в чемпионат.



В это время малайский бизнесмен Тони Фернандес, сделавший деньги в авиа-бизнесе, решил, что лучшего места для раскрутки его авиакомпании Air Asia, чем Формула-1 не найти. Название команды должно было быть малайским с одной стороны, и легендарным с другой, поэтому и был выбран Lotus. Великая команда и гордость Малайзии. Договориться с Хантом о покупке названия Team Lotus не удалось. Так родился Lotus Racing. У команды малайская лицензия, иное название, но фирменные цвета британской марки. Фернандес всячески подчеркивает преемственность, которой на самом деле нет.
Так что сложилось три заинтересованных лица, претендующих на два имени: Lotus Group, Фернандес и Хант, готовые вести борьбу за имена Team Lotus и Lotus Racing. Поначалу ничто не предвещало войны.

Первые залпы
Этой осенью появилась информация о том, что группа Proton, оказывается, высказывает недовольство использованием имени Lotus господином Фернандесом. Дескать, слабые выступления команды наносят ущерб репутации легендарного бренда. Спорое утверждение, ведь о Lotus в последнее время говорят больше, чем за последние 15 лет вместе взятые. И все благодаря Фернандесу. Заметим, что ни цента из денег Proton или Lotus Group в бюджете команды нет. В чем же причина недовольства? В том, что имя Lotus Racing, которое можно использовать для заводской команды в разный сериях, а также всевозможных спецпроектах занято! Постойте, какая еще заводская команда? Lotus уже много лет, как нигде не участвует!
Пока Proton грозит Фернандесу судом, сам Тони ведет активные переговоры с Хантом. Ведь никаких прав на имя Team Lotus у малайцев нет, а вот название Lotus Racing используется с их согласия. В то же самое время группа Lotus приглашает на должность директора спортивного отделения Lotus Motorsport Дэни Бахара, который имеет большой опыт работы в Формуле-1. Малайцы начинают набирать под свою пока еще секретную гоночную программу ведущих специалистов мирового автоспорта. Специалисты затаились в ожидании того, во что же выльется это начинание.

И грянул гром
На этой неделе стало, наконец, известно о планах Lotus Group в автоспорте. Иначе как грандиозными их не назовешь! Формулы и Гран Туризмо, Америка и Европа, - похоже, Lotus решил завоевать весь мир! По плану в гонках на выносливость будет представлен в трех классах: в практически серийном GT4 поедет хорошо знакомая нам Evora, в любительском GT3 и профессиональном GT2, которые теперь почти сравнялись в скорости, поедет новинка Парижского автосалона Elite, а в классе младших прототипов LMP2, где заводские команды запрещены, Lotus выставит закрытый прототип собственной конструкции. Очевидно, автомобиль будет предоставлен приближенным к заводу частникам. По новым правилам, двигатели младших прототипов должны быть идентичны агрегатам на машинах класса GT2, так что технически прототип будет иметь много общего с Elite. Прекрасная реклама для новинки!



В то же время в младших формульных классах GP2 и GP3 имя Lotus будут носить болиды команды ART. Владельцем команды является сын президента FIA Жана Тодта Николя. Неплохой партнер! Более того, команда является одним из лидеров серии. В Америке решено действовать по схожему плану. Уже в этом году на борта машин Dallara-Honda конюшни KV нанесены наклейки с символикой британской фирмы. Т.е. от Lotus в этих машинах только деньги. Но вскоре все изменится. Новый регламент IndyCar Series подразумевает постройку фирмой Dallara лишь базового шасси. Вся аэродинамика создается самими командами. И вот тут-то инженерам Lotus и будет где развернутся!
Формульная программа стартует уже в 2011 году, в Америке Lotus гоняют уже в 2010, Evora GT4 доступна уже сегодня, дебют в Ле-Мане состоится в 2012, а вот дата выхода в свет гоночных Elite пока неизвестна. Учитывая тот факт, что дебют серийной версии придется лишь на 2013, ждать скорого выхода на трассы гоночной версии преждевременно.



В этой блестящей гоночной программе не хватает лишь Формулы-1, не так ли? Именно поэтому Lotus Group не выгодно существование команды Фернандеса даже под именем Team Lotus. Да, пока Тони бесплатно рекламирует британский бренд, но что будет, если Lotus Group/Motorsport решит выставить свою команду? Два «Лотуса»? Это будет неприятно. Самое интересное, что такая ситуация сложилась уже сейчас, ведь Фернандес организовал команду Air Asia Lotus в GP2! Т.о. в следющем году мы увидим аж два Lotus! Впрочем, вероятно, любитель компромиссов Фернандес не пойдет на конфликт и уберет слово Lotus из названия команды.

Война и мир
Разборки воротил большого бизнеса – это всегда интересно, но что же получит простой болельщик и фанат спортивных машин? Во-первых, возвращение легендарного имени Team Lotus Формулу-1. Во-вторых, сразу в нескольких классах автоспорта, причем в самых что ни на есть популярных, конкуренция дополнительно обострится. В-третьих, можно ждать появления особых версий дорожных Lotus для трек-дней. Так что мы останемся в выигрыше.



В любом случае, вся эта возня и грандиозное возвращение Lotus наглядно демонстрирует, что мировой автоспорт оживает после кризиса. Более того, мировые концерны начинают распределять свои бюджеты с умом. Те деньги, что Lotus выделяет на всю свою гоночную программу не хватило бы даже на год существования команды Ф1 в докризисные годы. Точно так же мыслит и руководство спортивного отделения BMW. В том же направлении двигается и Toyota. А вот Формула-1 все больше становится уделом энтузиастов, таких как Френк Уильямс или Рон Деннис, для которых гонки и есть бизнес или бизнесменов, для которых Ф1 – рекламная площадка для их продукта или хобби. Речь идет о таких персонажах, как Ричард Бренсон вместе со своим брендом Virgin, Дитрих Матешиц и его Red Bull, и Тони Фернандес с Air Asia. Тенденция!
 

РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


Новости  |  Скидки  |  Тест-драйвы  |  Путешествия  |  Вопрос/Ответ  |  Аналитика  |  История авто  |  О проекте  |  Контакты
© 2017 Автопутешествия MotorJam.ru. Все права защищены.