/  

    Когда Виталия Петрова спросили о том, есть ли в России кольцевой автоспорт он честно ответил: «Нет», - чем немало удивил западного журналиста. Но как ни прискорбно это звучит в конце прошлого – начале этого года пациент был скорее мертв. Однако вы заметили, что по ходу последних двух месяцев наш сайт регулярно снабжал вас информацией об успехах на поприще развития автоспорта в нашей стране. Самое время обобщить и проанализировать все происходящее в автоспортивном королевстве нашей страны. 

 
    ТЕКСТ: АНТОН ШИРЯЕВ
 
    Все лучшее – провинции!
 
    Именно по такому принципу жила страна Советов. Поэтому, когда ДОСААФ, который и курировал автоспорт в СССР, решил построить комплекс для технических видов спорта, местом для его возведения выбрали Латвийскую ССР. Так появился знаменитый комплекс Бикерниеки – храм советского автоспорта. Комплекс включал в себя аж три конфигурации трассы для кольцевых гонок, картодром, кроссовую трассу. А в окрестностях еще и ралли проводили! Удивительно, но и второй комплекс был возведен вовсе не в РСФСР, а на Украине. Им стала Киевская «Чайка». Третий комплекс ДОСААФ был возведен в Грузии и получил имя «Рустави». Даже у белорусов была своя гоночная трасса: Боровая, также известная под именем Малое Минское Кольцо, постоянно перестраивалась и принимала гонки вплоть до развала Союза, несмотря на свою небезопасность. Были свои трассы, проложенные по  дорогам общего пользования и у латышей, и у эстонцев. А что же самая крупная и богатая республика, РСФСР? У нас было Невское кольцо, которое закрыли в 1977 году из-за гибели гонщика во время соревнований. 
 
 
     С развалом СССР оказалось, что нашим спортсменам негде гоняться! И не на чем, ведь все «формулы» в нашей стране носили марку «Эстония» и производились в ставшей заграницей Прибалтийской республике. Незавидное положение! Поэтому неудивительно, что автоспорт в нашей стране натурально исчез. Но какой русский не любит быстрой езды?! Поэтому наши спортсмены нашли, где гоняться: Воробьевы горы, Ходынское поле, Дмитровский полигон, а со временем появились и нормальные трассы. Вернулось Невское кольцо, появился Тольятти-ринг, - трасса, созданная в городском парке автограда. Появились и первые спонсоры, первые профессиональные гоночные команды. Появлялись и пропадали целые классы. Время было дикое, понимание того, как должен функционировать автоспорт ни у кого не было, поэтому никаких попыток выстроить четкую автогоночную лестницу не было. В стране, где не было нормальной молодежной гоночной серии, появились Европейские классы Супертуризм и Формула-3. Правда оба впоследствии вымерли. Автоспорт развивался, но оставался на первобытном по западным меркам уровне.
 
    Золотые годы
 
    История доказала, что продолжительная усердная работа в одном направлении  всегда приносит результат. К середине 2000-х мы имели вполне сносный чемпионат! На Подмосковном аэродроме Мячково открылась гоночная трасса. Правда заезды на ней чередовались с взлетом и посадкой самолетов, ведь часть трассы проходило прямо по взлетно-посадочной полосе! Количество гоночных классов сократилось, но вместе они сформировали вполне четкую систему. Молодой пилот должен был выбрать, что ему ближе: «кузова» или формулы. И встать на один из двух путей. Ока-юниор, Кубок Лада, Туринг-Лайт, Суперпродакшн, Туринг, - таков был путь кузовного пилота. Картинг, Формула-Русь, Формула-1600, затем Европа, - удел «формулиста». На старт каждой сери выходило не менее 10 машин. Туринг-лайт собирал более 30, а Кубок Лада более 50 машин! В те же годы автоспорт пришел на ТВ. Канал Спорт, а затем НТВ+ показывали все гонки Чемпионата России. 
    Наши гонщики стали выезжать за рубеж. Если в начале века лишь Алексей «Вася» Васильев и Николай «Фома» Фоменко защищали честь флага на трассах Европы, то к середине десятилетия мы уже болели за молодых Михаила Алешина и Виталия Петрова. В кузовах у нас появился молодой и невероятно талантливый Тимур Сандрединов, которому РАФ (Российская Автомобильная Федерация) пришлось даже выдавать особое разрешение на выступления, ведь Тимур дебютировал всего в 14 лет! Появились и мощные команды: Лукойл-Рейсинг и Арт-Лайн в формулах, AC Racing, Сити-Моторспорт в «кузовах». Свою команду создало даже спортобщество Динамо!
    Ведущие спортсмены закупали свежую европейскую технику прямо из заводских команд. Новенькие BMW 320i, Honda Accord и Ford Focus выезжали на наши трассы.  Да и трассы менялись. Аэродромное Мячково превратилось в нормальный стационарный трек. Казалось, у кольцевых гонок в России большое будущее. Но реальность оказалась гораздо суровее.
 
    Застой
 
    У автоспорта в России всегда было несколько проблем, которые никак не удавалось решить. Во-первых, в стране не было трасс. Если в начале десятилетия гонки принимали два трека: Невское кольцо и Мячково, - то к концу десятилетия их не осталось вовсе! Питерская трасса была ликвидирована вместе со стадионом имени Кирова, на месте которого футбольный клуб Зенит решил возвести свою новую Газпром-арену. Осталась одна Подмосковная трасса, заезды по которой проводились и по, и против хода движения, чтоб хоть как-то разнообразить календарь. Но потом владелец трассы в Мячково Шота Абхазава решил, что проведение трек-дней более прибыльный бизнес, чем проведение профессиональных гонок. Так гонщики вообще остались без трасс. Безвыходное положение заставило пилотов выйти на старт гонки по дорожкам Дмитровского полигона, где гонок не было более 10 лет. Никаких зрителей, сомнительная безопасность, пыльный асфальт, - но другого выхода не было.
    Вторая проблема – отсутствие зрительского и как следствие спонсорского интереса. Московский зритель не был готов тратить летние выходные на то, чтобы ехать в Мячково и смотреть за гонками ЧР. А Петербург не был еще таким богатым и привлекательным для рекламодателей городом. Проблему привлечения зрителей и спонсоров могла бы решить городская гонка в Москве, но позиция мера постоянно менялась. То заезды по улицам казались ему слишком опасными, то он приурочивал их в Дню России. Градоначальник выселил гонщиков с традиционной трассы перед МГУ на дорожки вокруг Большой Спортивной Арены Лужников, крайне неудобных для зрителей.. Показ гонок по телевидению выявил недостаточность интереса телезрителей, и вскоре гонки покинули экраны.
 
 
    Гонять по одной и той же трассе из раза в раз, не получая рекламной отдачи – сомнительное удовольствие. Неудивительно, что команды стали покидать чемпионат одна за одной. Кто-то, как Сити вообще закрывал свою спортивную программу, кто-то, как Лукойл и Арт-Лайн отправлялся покорять Европу. Автомобильный парк устаревал. Практически исчезли с трасс, завезенные в страну в 2001 году VW Polo, замена ВАЗ-2112 на более дорогие Лада Калина привели к тому, что когда-то переполненный класс с трудом набирал десяток машин. А болиды Туринга из новейших превратились в престарелые. Ведь у оставшихся в чемпионате коллективов не было средств на обновление техники.
    В итоге последние три года Чемпионат России начинался с большой задержкой, ни у кого не было уверенности в том, что сезон вообще начнется. На старт выходило около 20 машин во всех четырех кузовных классах. Из-за этого заезды в разных классах пришлось даже объединять. Формула-1600 и Формула-Русь вообще прекратили свое существование. АвтовВАЗ прекратил поддержку Национальной Гоночной Серии Лада. Казалось еще чуть-чуть и автоспорт России умрет.
 
Новые горизонты
 
    К счастью, чемпионат выжил. Гонки нашли свой новый дом на городских улицах Орла и Курска. Оказалось, что не избалованные зрелищами жители провинции очень любят автогонки. Более 50 тысяч зрителей посетили гонки в этих городах, не всякое футбольное дерби собирает столько народу! В прошлом году быстрые машины пришли ив Липецк. Но главная новость пришла из Центральной Сибири. В Красноярске открылось «Красное кольцо», построено на основе прямой для дрэг-рейсинга, арены знаменитой «Дрэг-битвы». Конечно, поездка из Центрального Федерального округа в Сибирь – дорогое удовольствие, но этап в Красноярске приносит вдвое больше очков, чем любая другая гонка, так что за Урал спортсменам все же съездить стоит. Но настоящий прорыв случился в этом году. Открылась и уже приняла пилотов RTCC (Russian Touring Car Championship) трасса под Нижним-Новгородом. 18 августа на новом кольце под Смоленском пройдет этап Чемпионата Европы по гонкам на грузовиках, а в сентябре трассу посетят и российские пилоты.
    
 
    Потихоньку стали возвращаться команды и пилоты. 2009 год ознаменовался возвращением легендарного коллектива ТНК-Рейсинг, а первым пилотом стал многократный чемпион Михаил Ухов. То, с какой легкостью пилот расправляется со своими соперниками, наглядно демонстрируют, насколько упал уровень пилотов RTCC. Но есть надежда, что коренной перелом все же произошел. В стране становится все больше и больше быстрых дорожных автомобилей. Трек-дни в Мячково собирают сотни машин. Начинается строительство новых гоночных стран в Подмосковье и Новосибирской области. Появились слухи о возведении трассы под Питером. Ведь теперь владельцы треков могут получать неплохую прибыль, благодаря любителям прохватить с ветерком по полотну гоночной трассы на собственном автомобиле. А это значит, что появление новых и новых трасс – вопрос времени. Будут трассы, будут и команды. Потом появятся и быстрые пилоты, как среди молодежи, так и среди вернувшихся в строй героев прошлых дней. 
    Кризис заканчивается, экономика оживает. В спорт возвращаются спонсоры. Тем более, после дебюта Виталия Петрова в Формуле-1 интерес к автогонкам в стране вырос до небес. Невероятный успех гоночного шоу Bavaria Moscow City Racing продемонстрировал уровень интереса к гонкам в столице. Нет сомнений, пройдет несколько лет и Чемпионат России вновь встанет в один ряд с лучшими гоночными сериями Восточной Европы.





РЕЙТИНГ АВТО, ЗА КОТОРЫМИ ОХОТЯТСЯ ...

Поиск тест-драйва


 |   |   |   |   |  ") //-->   © 2010-2018 MOTORJAM.RU Электронная почта: [email protected] Экспорт новостей и статей: , Яndex.Лента, LiveJournal, Twitter.
Размещение рекламы: [email protected] Перепечатка материалов MOTORJAM.RU разрешается только с гиперссылкой на www.motorjam.ru
-->
© 2010-2018 Автопутешествия
http